* Порядок использования кассового оборудования при аренде легкового автомобиля с экипажем
В автомобилях-такси наличные деньги должны приниматься с использованием кассового оборудования, совмещенного с таксометром
В качестве автомобилей-такси должны применяться легковые автомобили с числом пассажирских мест для сидения не менее трех.
Такое такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров, заказанные с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке) должно быть оборудовано:
– кассовым суммирующим аппаратом (далее – КСА), совмещенным с таксометром, прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси;
– другим дополнительным оборудованием КСА, совмещенного с таксометром;
– средством контроля налоговых органов (далее – СКНО) (п. 13 Правил автомобильных перевозок пассажиров [1]) |*|.
* Порядок использования КСА при осуществлении организациями совместной деятельности
Справочно: КСА, совмещенный с таксометром, – специальное оборудование автомобиля-такси, предназначенное для автоматического определения платы за проезд, информирования пассажира о размере платы, печати платежного документа, а также учета показателей работы и режимов использования автомобиля-такси и передачи данных в систему контроля кассового оборудования.
КСА, совмещенный с таксометром, должен быть установлен таким образом, чтобы обеспечивать доступность информации для пассажира.
Указатель режимов, обращенный световыми индикаторами наружу, и СКНО (при наличии в указателе режимов разъема для подключения СКНО) должны быть размещены в салоне автомобиля-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров, заказанные с использованием электронной информационной системы) в правом верхнем углу лобового стекла.
Важно! Неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет или неоформление установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без применения кассового оборудования влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя – от 5 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 100 БВ (ч. 1 ст. 12.18 КоАП [2]).
Используемое кассовое оборудование должно соответствовать сфере применения
Порядок использования кассового оборудования определен Положением № 924/16 [3].
Так, организации обязаны использовать КСА, в т.ч. совмещенный с таксометром, в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре (п. 11 Положения № 924/16).
Как свидетельствует статистика налоговых проверок, невыполнение данного условия – одна из распространенных ошибок организаций.
Например, организации, осуществляющие перевозки пассажиров автомобилями-такси, нередко применяют кассовое оборудование моделей «Титан-А» либо «Меркурий».
Данное кассовое оборудование включено в Государственный реестр со сферой применения «Торговля, сфера услуг (кроме транспортных, банков, связи, автозаправочных станций), общественное питание (обеспечивает выдачу счета и может использоваться в объектах общественного питания с обслуживанием и (или) без обслуживания потребителей официантами (барменами) за столиками)» и не может использоваться при оказании услуг автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси.
Таким организациям необходимо использовать модели КСА, которые включены в разд. 3 «КСА, совмещенные с таксометрами» Государственного реестра и сфера применения которых – услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси.
Справочно: согласно примечанию <***> в Государственном реестре для целей Государственного реестра под транспортными услугами понимаются услуги автомобильного транспорта по внутриреспубликанским автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении и автомобилями-такси.
Каждая перевозка пассажира должна быть оформлена чеком
Размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси определяется по КСА, совмещенному с таксометром, на основании установленных тарифов за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси, 1 км оплачиваемого пробега и 1 ч оплачиваемого простоя или движения автомобиля-такси со скоростью, меньшей отношения тарифа за 1 ч оплачиваемого простоя к тарифу за 1 км оплачиваемого пробега. Размер платы за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси, тарифы за 1 км пробега и 1 ч простоя объявляются пассажиру автомобильным перевозчиком или диспетчером такси (п. 159 Правил автомобильных перевозок пассажиров) |*|.
* Вопрос об уплате подоходного налога при использовании работником автомобиля-такси
Наличные деньги, передаваемые пассажиром водителю такси по окончании автомобильной перевозки, должны быть оформлены в порядке, определенном п. 4 Положения № 924/16.
Водитель автомобиля-такси обязан:
1) провести полученную сумму через кассовое оборудование;
2) выдать пассажиру платежный документ (чек), подтверждающий оплату услуги.
В случае ошибок, допущенных водителем при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого платежного документа запрещается. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования по форме согласно приложению 1 к Положению № 924/16, к которому прилагаются ошибочно сформированные платежные документы.
Важно! Невыдача покупателю (потребителю) в установленных законодательством случаях платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 БВ (ч. 2 ст. 12.18 КоАП).
Не забудьте своевременно представить налоговым органам необходимую информацию
Сфера оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом находится под постоянным налоговым контролем.
В целях его осуществления МНС приняло постановление № 22 [4], которым установлены:
1) виды информации, которую организации, осуществляющие перевозки пассажиров автомобилями-такси, должны представлять в соответствующие инспекции МНС по областям и г. Минску:
– информация о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси, представляемая в соответствии с абз. 9–11 п. 162 Правил автомобильных перевозок пассажиров;
– информация о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке, представляемая владельцами данной системы в соответствии с абз. 7 п. 163 Правил автомобильных перевозок пассажиров;
2) формат и сроки представления информации.
Представление информации в инспекции МНС по областям и г. Минску осуществляется в виде электронного документа по утвержденной форме путем передачи данных в формате XML посредством АРМ «Плательщик».
Формат представления вышеуказанной информации приведен в приложениях 1 и 2 к постановлению № 22 (соответственно).
Срок представления информации – до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В случае если последний день срока представления информации приходится на нерабочий день, днем окончания срока представления информации считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 162 Правил автомобильных перевозок пассажиров).
От редакции:
В п. 162 Правил автомобильных перевозок пассажиров определен срок представления информации до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Однако в постановлении № 22 и на сайтах налоговых органов указана дата – 20-е число. То есть представлять информацию, определенную постановлением № 22 , надо не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Это означает, что последний день представления информации – 20-е число (а не 19-е).
Обратите внимание!
За непредставление (несвоевременное представление) информации, предусмотренной постановлением № 22, будет применена административная ответственность, определенная ст. 13.8 КоАП.
Справочно: информация за III и IV кварталы 2018 г. (сроки представления – 20 октября 2018 г. и 20 января 2019 г. соответственно) направлялась из АРМ «Плательщик» с использованием функционала «Заявления» («Запрос-ответ в свободной форме с вложением») с приложением файла в формате XLSX. Подписание и отправка электронного документа осуществлялись с помощью электронной цифровой подписи.
Вышеуказанные виды информации учитываются при проведении камеральных проверок, проводимых по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа, на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов.
Камеральный контроль представленной информации будет осуществляться с использованием данных системы контроля кассового оборудования |*| и налоговых деклараций (расчетов).
* Практику приема наличных денег с использованием кассового оборудования
Справочно: в целях повышения оперативности пресечения нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, а также повышения степени доверия граждан к налоговым органам работают телефоны контакт-центра: 189 и (017) 229-79-79. Сообщения граждан, субъектов хозяйствования о фактах незаконной предпринимательской деятельности, сокрытия выручки от налогообложения, невыдачи чеков потребителям и о других нарушениях законодательства оказывают неоценимую помощь налоговым органам в их работе на благо общества и государства.