Суть нарушения
Обоснование нарушения
В приведенной ситуации нарушена норма постановления № 184*. Она предусматривает применение предельных торговых надбавок на продовольственные товары (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупки сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных организаций и физических лиц, а также к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики. Предельные торговые надбавки обязательны для организаций торговли всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей (независимо от страны происхождения, как отечественного, так и иностранного производства).
Для огурцов свежих предельная торговая надбавка на 1 кг продукции установлена в размере 750 руб. (п. 6 приложения 2 к постановлению № 184 (введен постановлением Минэкономики РБ от 21.10.2009 № 168)).
Фактически торговая надбавка была установлена в размере 1 125 руб. на 1 кг продукции.
Розничная цена на огурцы свежие должна быть сформирована следующим образом (за 1 кг): (4 500 руб. (отпускная цена) + 750 руб. (торговая надбавка)) × 1,2 (20 % – НДС) = 6 300 руб. за 1 кг.
Завышение розничной цены составило 450 руб. за 1 кг, завышение торговой надбавки – 375 руб. за 1 кг (1 125 – 750).
Меры ответственности
Меры ответственности, применяемые к нарушителям дисциплины в области ценообразования, приведены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – Кодекс) (ст. 12.4 Кодекса). Они достаточно серьезные.
Нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложениештрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 12.4 Кодекса).
Кроме того, нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (п. 1 ст. 12.4 Кодекса).
Суть нарушения
Организация розничной торговли г. Минска в декабре 2010 г. получила от поставщика свежие овощи: картофель по отпускной цене 1 755 руб. за 1 кг и лук репчатый по отпускной цене 2 355 руб. за 1 кг. При формировании розничных цен к отпускной цене поставщика применялась торговая надбавка в размере 25 %.
Розничные цены сформированы следующим образом:
– на картофель свежий:
1 755 руб. (отпускная цена поставщика) × 1,25 (25 % – торговая надбавка) × 1,1 (10 % – НДС по установленной законодательством ставке) = 2 413 руб. С округлением – 2 410 руб. за 1 кг;
– на лук репчатый:
2 355 руб. (отпускная цена поставщика) × 1,25 (25 % – торговая надбавка) × 1,1 (10 % – НДС по установленной законодательством ставке) = 3 238 руб. С округлением – 3 240 руб. за 1 кг.
Обоснование нарушения
Организация при формировании розничных цен нарушила нормы постановления № 184.
С 5 марта 2009 г. введены единые по республике предельные торговые надбавки в расчете на физический объем реализуемой свежей продукции (в расчете за 1 кг) в следующих размерах: картофель и свекла столовая – 200 руб., капуста белокочанная и морковь столовая – 240 руб., лук репчатый – 340 руб. (постановлением Минэкономики РБ от 25.02.2009 № 31 внесены изменения и дополнения в постановление № 184).
При формировании розничных цен на свежие картофель и плодоовощную продукцию торговые надбавки следует добавлять к цене приобретения продукции без НДС (закупочной цене сельхозпроизводителя, отпускной цене организации-заготовителя или отпускной цене импортера) в размере не выше утвержденного предельного уровня в рублях на 1 кг продукции, с добавлением НДС по установленным ставкам.
В дальнейшем в постановление № 184 неоднократно вносились изменения.
Предельные торговые надбавки на продовольственные товары (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупки сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных организаций и физических лиц, а также к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, применялись в следующем порядке (см. табл. 1).
Однако регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию приведенным постановлением не заканчивается.
По поручению Правительства РБ Мингорисполком и облисполкомы ежегодно на межсезонный период с ноября по май утверждают предельные отпускные цены на картофель и плодоовощную продукцию.
Так, в г. Минске на период хранения и реализации свежего картофеля и плодоовощной продукции урожая 2010 г. с 1 ноября 2010 г. установлены следующие предельные отпускные и розничные цены (руб. за 1 кг) (см. табл. 2).
В рассматриваемой ситуации поставщик превысил установленные предельные отпускные цены на картофель на 315 руб. на 1 кг продукции (1 755 (отпускная цена поставщика) – 1 440 руб. (установленная предельная отпускная цена)), на лук репчатый – на 325 руб. (2 355 – (отпускная цена поставщика) – 2 030 (установленная предельная отпускная цена)).
Организация розничной торговли при заключении договора на поставку свежих картофеля и лука репчатого должна руководствоваться решением Мингорисполкома от 12.11.2010 № 2755.
В результате организация розничной торговли допустила нарушение установленных предельных розничных цен на картофель на 610 руб. на 1 кг, на лук репчатый – на 740 руб. на 1 кг.
Меры ответственности приведены в ситуации 1.
Ситуация 3. Розничные цены на товары для детей по перечню, определяемому Минторгом РБ и Белкоопсоюзом, формируются с ограниченной надбавкой
Суть нарушения
Организация розничной торговли получила от поставщика детский чай на основе травяного сырья расфасовкой 1 л по отпускной цене 1 386 руб.за 1 бутылку. При формировании розничных цен к отпускной цене поставщика применялась торговая надбавка в размере 50 %.
Розничная цена одной бутылки сформирована следующим образом:
Обоснование нарушения
В перечне товаров, приведенном в приложении 1 к Инструкции № 183*, указаны "товары для детей (по перечню, определяемому Министерством торговли и Белкоопсоюзом)". Следовательно, цены на указанные товары регулируются государственными органами.
Перечень товаров для детей, цены на которые регулируются областными и Минским городским исполнительными комитетами, утвержден постановлением Минторга РБ от 28.10.2009 № 47. В этот перечень входит и детский чай на основе травяного сырья.
Размер предельных торговых надбавок на товары для детей не может превышать 30 % (Решение Мингорисполкома от 29.10.2009 № 2614 "О регулировании цен на товары").
Таким образом, установлено завышение предельной торговой надбавки на 20 %.
Розничная цена на детский чай на основе травяного сырья должна быть сформирована так:
1 386 руб. (отпускная цена поставщика) × 1,30 (30 % – торговая надбавка) × 1,2 (20 % – НДС) = 2 162 руб. С округлением – 2 160 руб.
Меры ответственности приведены в ситуации 1.
Вниманию читателей: кроме нормативных документов, перечисленных в данной статье, по вопросам ценообразования рекомендуем руководствоваться следующими законодательными актами:
1) Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (с учетом изменений и дополнений);
2) Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь";
3) Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров";
4) нормативные акты облисполкомов и Мингорисполкома.