Одним из направлений проверок является анализ эффективности работы товаропроводящей сети (ТПС) белорусских производителей в иностранных государствах.
Вопросы деятельности субъектов ТПС урегулированы Положением о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.02.2012 № 183 (далее – Положение), которое таких субъектов классифицирует по следующим видам:
– субъект ТПС с белорусским уставным капиталом – это иностранное юридическое лицо – унитарное предприятие либо хозяйственное общество, учредителем (участником) которого являются одно или несколько белорусских юридических лиц, а также расположенное за рубежом обособленное подразделение белорусского юридического лица, включая его филиалы и представительства, осуществляющие за рубежом реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров (продукции) по договору (соглашению) с производителем или уполномоченной организацией;
– сборочное производство – субъект ТПС, в т.ч. с уставным капиталом производителя, осуществляющий на основе поставляемых производителем машинокомплектов (узлов, деталей, запасных частей, комплектующих и других изделий) сборку и изготовление конечной продукции, а также ее реализацию;
– дистрибьютор – субъект ТПС, реализующий от имени производителя за свой счет в оговоренном регионе деятельности приобретенный у производителя или у уполномоченной организации товар производителя на условиях, определенных соответствующим договором (соглашением) с производителем или уполномоченной организацией;
– дилер – субъект ТПС, осуществляющий реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров (продукции) производителя от своего имени и за свой счет на условиях, определенных соответствующим договором (соглашением) с производителем, уполномоченной организацией либо дистрибьютором;
– иностранная сетевая торговая организация – это иностранное юридическое лицо, осуществляющее розничную торговлю товарами (продукцией) производителей через входящие в его состав (дочерние) торговые организации (филиалы).
Справочно: до 8 апреля 2012 г. деятельность субъектов ТПС регулировалась Положением о товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.12.2006 № 1699.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на проблемы и нарушения, выявляемые специалистами КГК в ходе таких проверок.
Ситуация 1
Производитель допускает просчеты в выборе организационно-правовой формы субъекта ТПС и соотношения долей участников в его уставном капитале.
Последствия таких просчетов – производители не могут получить причитающуюся им часть прибыли от деятельности субъекта ТПС, а затем полностью утрачивают контроль за его деятельностью из-за невозможности обеспечить принятие решения в своих интересах.
Такая ситуация является результатом невыполнения производителем нормы п. 5 Положения. Данным пунктом определено, что организационно-правовая форма субъекта ТПС с белорусским уставным капиталом или его долей и иные условия, определяющие порядок его деятельности, включая размер доли производителя в уставном капитале, должны обеспечивать участие производителя в управлении созданным ими субъектом ТПС с белорусским уставным капиталом или его долей и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью этого субъекта, а также исключать возможность принятия его органами управления решений, противоречащих интересам производителя или уполномоченной организации.
Выполнение требований Положения о создании субъекта ТПС позволяют производителю:
– обеспечить контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью;
– исключить возможность принятия органами управления субъекта ТПС решений, противоречащих интересам производителя.
В целях недопущения таких ситуаций производитель при определении долей участников в уставном капитале должен учитывать предусмотренный уставом создаваемого субъекта ТПС, а также установленный законодательством соответствующего государства порядок принятия органами управления данного субъекта решений по основным вопросам деятельности общества.
Ситуация 2
Производитель нарушает порядок ведения реестра субъектов ТПС, что может стать причиной искажения статистической отчетности.
Как показывают результаты проверок, зачастую реестр субъектов ТПС либо не ведется вообще, либо не актуализируется, как того требуют нормы Положения. Как следствие, в статистический отчет по форме 4-тпс (Минторг) "Отчет о поставках товаров субъектам товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом или его долей, расположенным за рубежом", вносятся недостоверные данные (с 23 ноября 2012 г. действует форма статотчетности 4-тпс (Минторг), утвержденная постановлением Белстата от 31.10.2012 № 194).
Обоснование нарушения
Производитель нарушил:
Производитель должен ежегодно утверждать и в течение года дополнять реестр субъектов ТПС, который включает:
– вид, наименование, организационно-правовую форму и местонахождение субъекта ТПС;
– наименование учредителей (участников) субъекта ТПС с белорусским уставным капиталом или его долей с указанием размера долей учредителей (участников) данного субъекта;
– регион деятельности субъекта ТПС (подп. 9.1 п. 9 Положения);
2) порядок заполнения формы 4-тпс (Минторг).
За искажение указанной статотчетности в отношении должностных лиц предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 23.18 КоАП РБ.
В целях недопущения таких нарушений производителю необходимо обеспечить ведение реестра субъектов ТПС, а также организовать взаимодействие подразделений (работников), ответственных за ведение данного реестра и составление статотчетности по форме 4-тпс.
Меры ответственности: за нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности предусмотрен штраф в размере:
– от 20 до 100 базовых величин (БВ) – за представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления (ч. 1 ст. 23.18 КоАП РБ).
Эти же деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200 БВ (ч. 2 ст. 23.18 КоАП РБ);
– от 20 до 80 БВ – за представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию (ч. 3 ст. 23.18 КоАП РБ).
Эти же деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 80 до 150 БВ (ч. 4 ст. 23.18 КоАП РБ).
Ситуация 3
Производители при оформлении статистических деклараций (периодических статистических деклараций) допускают неверное указание кодов поставок.
Результатом представления недостоверных сведений при оформлении статистических деклараций (периодических статистических деклараций) может стать наложение штрафа в размере до 20 % контрактной стоимости экспортированных товаров (ст. 11.42 КоАП РБ).
Обоснование нарушения
Производитель нарушил требования Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением ГТК РБ от 26.01.2012 № 2.
Эти требования нарушены из-за неверного применения классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, который утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.02.2012 № 183. Данным классификатором определено 10 кодов экспортных поставок, которые должны указываться в статистической декларации (разд. 7-3 гр. 7) согласно требованиям указанной инструкции.
Таможенные органы вправе отказать в регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации в случае несоблюдения порядка ее заполнения (подп. 1.12 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549).
Одной из распространенных причин неправильного заполнения статдеклараций является неверное понимание лицами, ответственными за составление таких деклараций, сути гражданско-правовых отношений, возникающих при поставке продукции.
Типичная ситуация выглядит следующим образом. Являющийся по договору покупателем субъект ТПС просит производителя (поставщика) направить товар в адрес нерезидента, который приобретает товар у самого субъекта ТПС (субъект ТПС является посредником между производителем и нерезидентом). Работник производителя, ответственный за оформление статдеклараций, ошибочно воспринимает такую отгрузку как поставку товара непосредственно нерезиденту и указывает в статдекларации код не "03" (поставка товаров субъекту товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом или его долей), а, например, "00" (иные виды поставки товаров).
Неверное указание кода поставки может быть также следствием элементарной неосведомленности работников, ответственных за составление статистических деклараций, о "статусе" покупателей-нерезидентов.
В целях предотвращения подобных нарушений производителю целесообразно в письменном виде (приказ, перечень и др.) довести до заинтересованных работников информацию о кодах поставок, подлежащих указанию в статистических декларациях, по всем покупателям-нерезидентам (в т.ч. субъектам ТПС), а также определить работника, ответственного за актуализацию данной информации.
Напомним, что за разъяснением вопросов применения норм Положения, а также классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, следует обращаться в Минторг.
Справочно: регистрация статистической декларации необходима в отношении товаров, передаваемых по внешнеторговым сделкам резидентами РБ резидентам Казахстана или России, и наоборот. Такая обязанность предусмотрена Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".
Указанная декларация, подписанная электронной цифровой подписью заинтересованного лица, посредством электронного обмена направляется на регистрацию в центр статистического декларирования (далее – ЦСД).
При поступлении статистической декларации в ЦСД производится автоматизированный входной контроль направленной статистической декларации.
В случае выявления ошибок при производстве автоматизированного входного контроля направленный документ в качестве статистической декларации не принимается. При этом статистическая декларация не считается представленной для целей регистрации. Заинтересованному лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение, содержащее перечень ошибок.
При наличии оснований для отказа в регистрации статистической декларации, предусмотренных подп. 1.12 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549, заинтересованному лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение об отказе в регистрации статистической декларации, содержащее информацию об основаниях для отказа.