НЕ БУДЕТ ЛИ НАРУШЕНИЕМ ВКЛЮЧЕНИЕ В НОЯБРЕ 2010 ГОДА СУММЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННУЮ НОРМУ, В ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ?
Специалист Минэкономики:
– Главная цель, с которой был принят Указ № 495, – содействовать развитию экспорта и поступлению валютной выручки. А это невозможно без развития деловых контактов, привлечения новых партнеров, для чего и отменено нормирование расходов на представительские цели. Фактически в налоговом учете с 1 ноября 2010 г. суммы затрат "обнулили" и нормирование с этой даты для целей налогового учета отменено.
Специалист Минфина:
– С 1 ноября 2010 г. организации сами решают, сколько они могут позволить себе тратить на представительские цели, т.е. все суммы представительских расходов, отнесенные на себестоимость, можно будет учитывать в полном объеме. Это уменьшает балансовую прибыль при расчете налога и, надеюсь, сыграет позитивную роль для развития бизнеса и продвижения белорусской продукции на внешний рынок.
Специалисты МНС:
– Если коротко, то до 1 ноября 2010 г. для определения налоговой базы по налогу на прибыль затраты на представительские расходы должны были учитываться в пределах соответствующего норматива. С 1 ноября 2010 г. эти затраты для указанной цели будут приниматься в полном объеме. То есть в случае, если при налоговой проверке за период до 1 ноября 2010 г. будет установлено отнесение на себестоимость данных затрат свыше норматива, то это будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Однако будут иметь место только доначисление налога на прибыль и корректировка сбора на развитие территорий с исчислением соответствующей суммы пеней, так как с учетом требований КоАП административная ответственность к организации применяться не будет. С 1 ноября 2010 г. вообще устраняется возможность такого нарушения по представительским расходам.
– Хочу предостеречь плательщиков от искушения распространить отмену нормирования представительских расходов на весь период 2010 г., так как указы Президента, которые улучшают положение плательщиков (отменяют те или иные налоги, устанавливают понижающие налоговые ставки, предоставляют льготы), имеют обратную силу только в том случае, если это прямо сказано в самом указе (ст. 3 Общей части Налогового кодекса РБ). А так как в Указе № 495 это не предусмотрено, нормирование отменяется только с 1 ноября 2010 г.
Лидия Сергеевна, главный бухгалтер:
– Ничего не понятно с себестоимостью, а теперь еще и из текста Указа № 495 многое неясно. Например, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, включается вся сумма представительских расходов, исчисленных нарастающим итогом с начала года, или отменяется нормирование только тех сумм, которые будут потрачены на представительские цели с 1 ноября 2010 г.?
Нормативов теперь нет. Значит ли это, что если мы потратили 1 млн. за год, то теперь можем потратить 5 млн. за 2 оставшихся месяца? Согласятся ли с этим проверяющие? И вообще, как налоговики будут проверять включение представительских расходов в затраты, учитываемые при расчете прибыли? Можно ли в качестве аргумента привести ст. 7 Налогового кодекса, где говорится, что в случае неясности положений актов налогового законодательства решения должны приниматься в пользу плательщиков?
Подготовила Лариса Некрасова, редактор "ГБ"