При проведении проверок контролирующими органами больший удельный вес в допричисленных суммах платежей в бюджет занимает НДС.
Для того чтобы не совершать ошибок при исчислении НДС, рассмотрим типичные нарушения, допускаемые организациями.
Ситуация 1
Суть нарушения
Унитарное предприятие – резидент РБ (далее УП) на протяжении 2010 г. применяло упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. При осуществлении хозяйственной деятельности УП приобретало на территории Беларуси у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, товары. По данным операциям предприятие не произвело уплату НДС.
Занижение налогооблагаемой базы при исчислении НДС установлено проверкой в 2011 г.
Комментарий контролирующих органов
Предприятие допустило ошибку в исчислении НДС, так как не учло важный элемент налогового законодательства: при приобретении товаров у иностранных организаций на территории Республики Беларусь, не осуществляющих деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящих на учете в налоговых органах РБ, резиденты РБ выступают налоговыми агентами и обязаны исчислить и уплатить НДС. Размер суммы доначисленного налога за 2010 г. составил 2 % от общей суммы исчисленных налогов УП за указанный период.
Обоснование нарушения
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
Местом реализации товаров следует признавать территорию Республики Беларусь, если товар находится на ее территории и не отгружается и не транспортируется и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Республики Беларусь (ст. 32 НК).
Советы эксперта на сегодняшний день
В настоящее время приведенные нормы налогового законодательства не претерпели изменений, поэтому резидентам РБ при заключении договоров с иностранными организациями и приобретении у них товаров следует помнить, что при перечислении оплаты за товар предприятие обязано исчислить и уплатить НДС. Моментом фактической реализации товаров признают день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
Налоговую базу и суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет при приобретении объектов на территории республики у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, следует отразить в стр. 13 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС (подп. 10.9 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82).
От редакции:
В табл. 1 рассмотрен порядок отражения операций в приведенной ситуации.
В табл. 2 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 1 %, но не более 3 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, влекут наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин (БВ) (п. 3 ст. 13.6 Кодекса РБ "Об административных правонарушениях", далее – КоАП).
Ситуация 2
Суть нарушения
Торговая организация – резидент РБ в ноябре 2010 г. приняла участие в проведении выставочно-ярмарочных мероприятий, проходивших в г. Минске, организатором которых выступала российская организация, не состоящая на учете в налоговых органах РБ. За участие в выставке торговая организация произвела платежи в адрес организатора выставки, однако не осуществила уплату НДС за российскую организацию. Допущенная ошибка в исчислении НДС установлена проверкой в 2011 г.
Комментарий контролирующих органов
Ошибка торговой организации состоит в том, что она не исполнила обязанности по уплате НДС за российскую организацию, не состоящую на учете в налоговых органах РБ.
Размер суммы доначисленного налога за 2010 г. составил 6 % от общей суммы исчисленных налогов торговой организацией за указанный период.
Обоснование нарушения
При определении места реализации работ и услуг следует руководствоваться ст. 33 НК и ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, подписанным в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009 (далее – Протокол).
Положения ст. 3 Протокола распространяют свое действие на следующие виды работ и услуг:
– получение, поддержание в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, переход прав на объекты интеллектуальной собственности;
– реализация (передача) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
– оказание аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инновационных (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), инжиниринговых (включая предпроектные, проектные услуги, проектно-конструкторские разработки), рекламных услуг, услуг по обработке информации и информационному обеспечению и иных идентичных работ, услуг;
– услуги по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя;
– аренда (финансовая аренда (лизинг)) движимого имущества, за исключением транспортных средств;
– оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
– оказание услуг агента, привлекающего от имени основного участника договора лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг.
Советы эксперта на сегодняшний день
На сегодняшний день норма законодательства по данной ситуации осталась прежней. Вместе с тем необходимо учитывать, что с 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2013 г. обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг) иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими на учете в налоговых органах РБ, связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах, освобождены от исчисления НДС (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров"). Приведенная норма данного Указа означает, что в настоящее время белорусским участникам выставочно-ярмарочных мероприятиях не нужно исчислять НДС по ст. 92 НК при внесении оплаты за свое участие иностранным организациям, не состоящим на учете в налоговых органах РБ.
Внимание! Вышеприведенная льгота при исчислении НДС имеет отношение только к проведению на территории зарубежных государств международных конференций, форумов, симпозиумов, конгрессов, выставочно-ярмарочных мероприятий. Если такие мероприятия будут проведены на территории Республики Беларусь и организатором выступит иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах РБ, то НДС по ст. 92 НК подлежит исчислению.
От редакции:
В табл. 3 приведена корреспонденция бухгалтерских записей, которая должна быть отражена в рассмотренной ситуации.
Меры ответственности
Если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций превышает 5 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, то данное нарушение влечет за собой наложение штрафа в размере от 16 до 20 БВ (п. 5 ст. 13.6 КоАП).
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций превышает 5 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, влекут наложение штрафа в размере от 16 до 20 БВ (п. 5 ст. 13.6 КоАП).
Ситуация 3
Суть нарушения
ООО в течение 2010 г. не являлось плательщиком НДС по причине применения упрощенной системы налогообложения. В декабре 2010 г. организация приобрела кофеварки без уплаты НДС, которые были подарены отдельным работникам в честь юбилея организации. По данной безвозмездной передаче бытовой техники организация не исчислила НДС. Нарушение в исчислении НДС установлено налоговыми органами в 2011 г.
Комментарий контролирующих органов
Организация занизила налоговую базу при исчислении НДС на сумму безвозмездной передачи работникам кофеварок. При безвозмездной передаче техники должен быть исчислен НДС по ставке 20 % независимо от того, является ли организация плательщиком НДС по операциям от реализации товаров (работ, услуг).
Сумма доначисленного налога за 2010 г. составила 4 % от общей суммы исчисленных налогов ООО за указанный период.
Обоснование нарушения
Объектом налогообложения являются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК) и по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК).
Советы эксперта на сегодняшний день
Приведенная норма подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК в 2011 г. осталась без изменений. Безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав признается объектом налогообложения. При признании хозяйственной операции безвозмездной передачей необходимо исходить из следующих оснований: если приобретенный товар передан конкретному работнику, то имеет место безвозмездная передача.
От редакции:
В табл. 5 приведена корреспонденция бухгалтерских записей, которая должна быть отражена в рассмотренной ситуации.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 3 %, но не более 5 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которыхосуществляют налоговые органы, влекут наложение штрафа в размере от 12 до 16 БВ (п. 4 ст. 13.6 КоАП).
Ситуация 4
Суть нарушения
Организация оптовой торговли в 2009 г. отгрузила покупателю холодильники, за которые покупатель произвел расчет в 2010 г. с уплатой пени за нарушение срока оплаты. Полученные санкции не были учтены организацией оптовой торговли при исчислении НДС. Это было установлено проверкой в 2010 г.
Комментарий контролирующих органов
Организация оптовой торговли не увеличила налоговую базу по НДС на сумму санкций за нарушение условий договора покупателем и не произвела исчисление суммы НДС от пени.
Размер суммы доначисленного налога за 2010 г. составил 2 % от общей суммы исчисленных налогов организацией за указанный период.
Обоснование нарушения
При исчислении НДС налоговая база должна быть увеличина на суммы, полученные:
– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (п. 18 ст. 98 НК).
Советы эксперта на сегодняшний день
Методологические подходы к определению налоговой базы по НДС, изложенные в ст. 98 НК, в текущем году остались прежними. Таким образом, санкции за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров должны, как и ранее, увеличивать налоговую базу при исчислении НДС. Санкциями признают неустойку, штраф, пеню, которые должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (ст. 311 Гражданского кодекса РБ).
От редакции:
В табл. 7 приведе на корреспонденция бухгалтерских записей, которая должна быть отражена в рассмотренной ситуации.
Меры ответственности
Ответственность должностных лиц за неправильное исчисление налогов, сборов, пошлин выразится в наложении штрафных санкций, приведенных в ситуации 1.
Подготовлено по материалам проверок налоговых и аудиторских служб
К сведению читателей
В материале "Не допустите ошибок при исчислении НДС" ("ГБ", 2011, № 43) на с. 78 начало абзаца "Суть нарушения" в ситуации 3 следует читать: "ООО в течение 2010 г. не являлось плательщиком НДС по причине осуществления деятельности за пределами Республики Беларусь". Далее текст абзаца остается без изменений.