Декрет № 2 в отличие от Декрета № 1 разрешил важный для правоприменения вопрос, связанный с порядком проведения экспертизы достоверности оценки неденежного вклада: предусмотрев необходимость проведения оценки неденежного вклада, он указал на отсутствие необходимости в проведении экспертизы достоверности стоимости неденежного вклада в случае проведения независимой оценки.
Какой должна быть оценка неденежного вклада: внутренней или внешней?
Давайте разберемся с тем, как законодатель регламентирует отношения по оценке иэкспертизе неденежного вклада. Остановимся на следующих нормах:
1) оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 471 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)). Делаем вывод (правда, не прямой, а косвенный): оценку стоимости неденежного вклада осуществляют учредители (учредитель) коммерческой организации, но эта оценка должна быть подвергнута экспертизе (перепроверена) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
2) оценка стоимости неденежного вклада участника общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законодательством, подлежит экспертизе достоверности такой оценки (п. 6 ст. 63 ГК). Это подтверждает вывод, сделанный в п. 1;
3) решением об учреждении общества должны быть определены юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости такого вклада (ст. 11 Закона РБ "О хозяйственных обществах" (далее – Закон)). Эта норма отличается от положений ГК. Следовательно, можно сделать вывод о том, что не только экспертиза достоверности оценки стоимости неденежного вклада, но и сама оценка стоимости неденежного вклада – это прерогатива не учредителей хозяйственного общества, а сторонних (независимых) лиц;
4) на учредительном собрании общества учредители лишь утверждают оценку стоимости неденежных вкладов в уставный фонд общества (ст. 12 Закона). Эта норма только подтверждает неоднозначность оценки законодательного подхода: ситуацию можно толковать и таким образом, что саму оценку должны провести иные лица;
5) оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд общества подлежит экспертизе и проводится в порядке, установленном законодательством. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (ст. 29 Закона). Такая норма вступает в противоречие с изложенным в ст. 11 и 12 Закона. Важно сделать акцент именно на понятии "независимая оценка стоимости". При внесении неденежного вклада в уставный фонд общества возможны 2 варианта его оценки. В рамках одного оценка подлежит экспертизе, поэтому она должна проводиться именно учредителями. В противном случае нет никакого смысла в "экспертном мнении на экспертное мнение". В рамках второго варианта оценка неденежного вклада осуществляется независимым оценщиком. В этом случае нет необходимости проводить дополнительную экспертизу;
6) существующую неоднозначность подходов подтверждает ст. 35 Закона: к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение оценки стоимости неденежных вкладов в уставный фонд на основании заключения об оценке и (или) экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада. Но ведь и то, и другое одновременно не проводится. Такой вывод следует из анализа норм Указа № 615*: результат внутренней оценки указывается в акте о внутренней оценке, а результат независимой оценки – в заключении и отчете о такой оценке;
_____________________________________________________
* Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615 (в ред. от 06.08.2010 № 410).
7) к документам хозяйственного общества относятся заключение об оценке стоимости неденежного вклада в уставный фонд и прилагаемый к нему отчет о такой оценки и (или) заключение экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд, а также иные акты оценки стоимости имущества (ст. 63 Закона). Это дает возможность предполагать, что Закон разрешает и самостоятельную (внутреннюю) оценку участниками (учредителями) неденежных вкладов в уставный фонд;
8) непосредственно сама экспертиза достоверности оценки осуществляется на основе Положения*. В нем регламентируется порядок проведения такой экспертизы и отмечается, что для проведения экспертизы достоверности оценки неденежного вклада исполнителю экспертизы в обязательном порядке представляется соглашение между учредителями (участниками) хозяйственного общества (кроме акционерных обществ) об оценке стоимости неденежного вклада (п. 44 Положения). При проведении экспертизы достоверности оценки неденежного вклада проводится экспертиза достоверности независимой и (или) внутренней оценки, а также проверка представленных документов на предмет согласованности содержащихся в них данных и полноты их состава (п. 45 Положения). Иными словами, может проводиться "экспертиза на экспертизу", так как речь идет не только о проверке (экспертизе) внутренней оценки, но и о проверке (экспертизе) независимой оценки;
____________________________________________________
* Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета Министров от 10.02.2011 № 173 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410" (далее – Положение).
9) оценка стоимости объектов гражданского права производится на основе норм Указа № 615. В силу этого осуществляются как внутренняя оценка объектов гражданского права (проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами на основании собственного решения без привлечения исполнителей оценки), так и независимая оценка, осуществляемая исполнителем оценки (независимым оценщиком). Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. В таком случае оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада. А внесение неденежного вклада в уставный фонд относится и к случаям обязательной экспертизы достоверности оценки. Однако иные нормы не указывают на то, что оценка неденежного вклада в уставный фонд юридического лица обязательно должна быть независимой. Поэтому можно сделать вывод, что такая оценка может быть и внутренней.
Вывод. Если не анализировать нормы Закона, то ни из норм ГК, ни из норм Указа № 615, ни из норм постановления № 173 нельзя сделать вывод о том, что оценка неденежного вклада в уставный фонд коммерческих организаций представляет собой обязательно независимую оценку, а не внутреннюю.
Помог ли Декрет № 2 разобраться в ситуации?
Важно! Обращаем внимание, что п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 2, не указывает на то, что оценка стоимости неденежного вклада должна быть только независимой. Отсюда следует вывод: она может быть как независимой, так и внутренней. При создании коммерческой организации речь идет об оценке, осуществленной учредителями (учредителем).
Если оценка неденежного вклада произведена учредителями (учредителем), т.е. является внутренней, то, учитывая нормы Указа № 615, в обязательном порядке должна быть проведена экспертиза достоверности этой оценки.
В том случае, если сразу проводится независимая оценка стоимости неденежного вклада (внешняя оценка или экспертиза), то "экспертиза на экспертизу" не проводится.
Что представляем в регистрирующий орган?
Представлять в регистрирующий орган заключение, подтверждающее стоимость неденежного вклада, не нужно. Стоимость такого вклада, отраженного в учредительных документах, должна полностью соответствовать положениям заключения. Иначе можно говорить о нарушении порядка формирования уставного фонда коммерческой организации. А это является основанием для ликвидации коммерческой организации по решению собственника ее имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором) на принятие решения о ликвидации.
Обращаем внимание, что если не будет проведена так называемая "добровольная ликвидация" коммерческой организации, то решение о ликвидации коммерческой организации по указанному основанию может принять хозяйственный суд (подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования).
При определении видов вкладов обращайте внимание на нормативные акты
Нормами Декрета № 2 не определены виды неденежных вкладов в уставный фонд коммерческих организаций. В этой части следует руководствоваться ГК, Законом, Банковским кодексом, Инвестиционным кодексом, Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" и иными актами законодательства, регулирующего указанные отношения.
Например, в отношении хозяйственных обществ сохраняет свое действие правило ст. 29 Закона: уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав, даже если речь идет об очень важных для общества правах, таких как права на соответствующие объекты интеллектуальной собственности. И в этом случае данные права не могут составлять 100 % вкладов в уставный фонд общества. Объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд общества, не может быть более 50 % размера уставного фонда.