С 2013 г. органы государственного управления предлагают внести изменения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), в т.ч. и в порядок исчисления и уплаты косвенных налогов. Напомним, что косвенными налогами признают НДС и акцизы, если иное не установлено Президентом или нормами международных договоров Республики Беларусь (п. 4 ст. 6 НК). Далее рассмотрим наиболее значимые предложения по изменению в части НДС и акцизов, предусмотренные законопроектом.
Внимание! Все нижеперечисленные предложения изменений в налоговом законодательстве представляют собой проект, и в них еще могут быть внесены изменения и дополнения.
Определение места реализации
1. Планируется определение места реализации работ и услуг, связанных с недвижимым имуществом, распространить также на строящуюся недвижимость и на непосредственно связанные с недвижимым имуществом инжиниринговые услуги, дизайнерские услуги, услуги авторского и технического надзора за строительством.
2. При определении места реализации образовательных услуг в форме дистанционного обучения, возможно, надо будет руководствоваться местом нахождения покупателя (приобретателя) таких услуг.
Также предполагается дать определение дистанционного обучения, к которому следует отнести целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий.
Объект налогообложения
1. Планируют включение в состав объектов обложения НДС оборотов:
– по прочему выбытию товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли;
– по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлению права их использования.
2. Не будут признавать объектом обложения акцизами реализацию (передачу) подакцизных товаров в случае, если при ввозе на территорию Республики Беларусь этих подакцизных товаров произведена уплата акцизов либо применено освобождение от акцизов в соответствии с законодательством.
Освобождение от НДС и акцизов
1. Предлагается из освобождаемых от НДС оборотов исключить обороты по реализации услуг связи, оказываемых физическим лицам, с сохранением льготы при реализации оказываемых физическим лицам услуг по доставке пенсий и других социальных выплат, газет и журналов по подписке.
2. Из состава освобождаемых от НДС оборотов предлагают исключить обороты по реализации услуг по привлечению и (или) доверительному управлению денежными средствами, имуществом организаций и физических лиц, ценными бумагами, форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными аналогичными финансовыми инструментами срочного рынка, денежными средствами, переданными для приобретения ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка.
3. Планируют освободить от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний топливом, включая стоимость бункерного топлива.
4. Положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе позволяют применить освобождение от акцизов при вывозе подакцизной продукции в государства – члены Таможенного союза на основании товарообменных (бартерных) договоров. В связи с этим законопроектом предложено внести соответствующее уточнение в подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК, и освобождение от акцизов не будут распространять на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза).
Налоговая база
С целью исключения случаев уменьшения налоговой базы по НДС планируют из ст. 98 НК исключить п. 19, согласно которому налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшается на сумму НДС, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам плательщиком или покупателем, выступающими в качестве налогового агента в иностранных государствах, в бюджеты иностранных государств.
Момент фактической реализации
1. Планируют с 2013 г. определять момент фактической реализации по НДС и акцизам только как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним, т.е. методом "по отгрузке".
2. Законопроект предлагает уточнить, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, моментом их фактической реализации по НДС такими организациями признается день оплаты, включая авансовый платеж.
3. Поскольку планируется отнести к объектам обложения НДС обороты по прочему выбытию товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли, то моментом фактической реализации при прочем выбытии товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли, предложено признать день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их прочее выбытие.
Ставки НДС и акцизов
1. Предлагают применять ставку НДС в размере 0 % в т.ч. при реализации товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли.
Также дано определение, что товарами собственного производства признают товары, дата отгрузки которых приходится на период действия сертификата продукции собственного производства, выданного плательщику в установленном законодательством порядке и подтверждающего принадлежность этих товаров к продукции собственного производства.
2. Нулевую ставку НДС, возможно, будут применять при реализации товаров в розничной торговой сети через магазины физическим лицам, не являющимся гражданами Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан и имеющим паспорт, подтверждающий их принадлежность к гражданству (подданству) другого государства (далее – иностранные лица), в случае вывоза иностранными лицами товаров за пределы территории Таможенного союза в течение 90 дней со дня приобретения.
3. Законопроектом предлагают уточнить, что ставка НДС в размере 10 % не может быть применена при реализации дикорастущих ягод (орехов, грибов) и прочей дикорастущей продукции.
4. С целью применения ставки НДС в размере 10 % по продовольственным товарам предлагается в ст. 102 НК указать, что для подтверждения отнесения товаров к продовольственным Минсельхозпрод на основании обращений заинтересованных рассматривает вопросы отнесения отдельных товаров к продовольственным товарам, включенным в Перечень, утверждаемый Президентом, и выдает соответствующее заключение.
5. Планируют исключить ставку НДС в размере 0,5 % при ввозе на территорию Республики Беларусь из государств – членов Таможенного союза для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 7102 и 7103).
6. Законопроектом предлагается уточнить, что к экспортируемым транспортным услугам не будут относить следующие услуги: агентские, по оформлению и (или) реализации билетов на проезд пассажиров, на основании которых оказываются экспортируемые транспортные услуги.
7. В связи с необходимостью индексации ставок акцизов на подакцизные товары приложение 1 к НК, в котором приведены ставки акцизов, предлагают изложить в новой редакции.
8. Предлагают дополнить гл. 12 НК ст. 1021, согласно которой иностранные лица при покупке в розничной торговой сети через магазины товаров, стоимость которых (с учетом НДС) превышает сумму 800 000 бел. руб. по одному кассовому чеку, которые уполномочены оформлять чек специальной формы на возврат НДС, вправе получить в размере, сроки и порядке, определяемых Советом Министров, возврат суммы НДС в случае вывоза таких товаров за пределы территории Таможенного союза в течение 90 дней со дня их приобретения.
Возврат НДС не будут производить по товарам:
– освобождаемым от НДС в соответствии со ст. 94 и 96 НК;
– облагаемым НДС по ставке 10 % в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 102 НК;
– признаваемым подакцизными в соответствии с п. 1 ст. 111 НК.
Налоговые вычеты
1. В связи с тем что предполагают производить исчисление НДС за тот отчетный период, на который приходится момент отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, вычетам будут подлежать предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, в случае если ведение книги покупок осуществляется плательщиком. Соответственно вычет НДС не зависит от его уплаты продавцам товаров (работ, услуг), имущественных прав и все требования НК в части уплаты НДС продавцу товаров (работ, услуг), имущественных прав скорректированы на предъявление суммы НДС продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав.
2. Предлагают производить вычет НДС в полном объеме также по товарам (работам, услугам), при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 0 %, – при наличии у плательщика (в случаях, установленных ст. 102 НК, – при представлении плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет) документов, определенных пп. 2–9 ст. 102 НК, т.е. независимо от поступления оплаты за товары, как предусмотрено сейчас.
3. Законопроектом предусмотрено распространение полного вычета сумм "входного" НДС по товарам собственного производства, реализованным владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли, при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 0 %, при наличии у плательщика документов, перечисленных в п. 11 ст. 102 НК.
4. В ст. 123 НК предлагают урегулировать вычет сумм акцизов при безвозвратной утере подакцизных товаров. Планируют, что в случае безвозвратной утери подакцизных товаров (за исключением автомобильных бензинов, дизельного, биодизельного и судового топлива), предназначенных для использования в производстве других подакцизных товаров, в процессе их производства, хранения, перемещения и (или) последующей технологической обработки суммы акцизов также подлежат вычету (возврату). При этом вычету (возврату) подлежат суммы акцизов, относящиеся к части подакцизных товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке.