Случаи освобождения от акцизов при вывозе подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь
Объектами обложения акцизами, в частности, признают реализацию (передачу) на территории Республики Беларусь плательщиками произведенных ими подакцизных товаров (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)).
Однако из данного правила есть исключение. Так, освобождают от акцизов при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК РБ).
Подтверждением фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Беларуси (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены таможенного союза) является наличие у плательщика следующих документов (далее – подтверждающие документы):
– контракта плательщика, заключенного с нерезидентом РБ, на основании которого осуществляют реализацию (передачу) подакцизных товаров;
– копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения (нужно представлять в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщикам, не осуществляющим декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа).
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы Беларуси.
Форма реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, вывезенные за пределы республики, является приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам. Порядок заполнения такого реестра изложен в п. 25 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Рассмотрим отдельные ситуации по применению освобождения от акцизов при вывозе подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь.
Ситуация 1
У белорусской организации в процессе производства подакцизных товаров образуются отходы, которые также относятся к подакцизным. Они были реализованы в Литовскую Республику.
Применяют освобождение от акцизов.
При наличии документов, подтверждающих вывоз подакцизных отходов в Литовскую Республику, белорусская организация имеет право на освобождение от акцизов.
Ситуация 2
По условиям контракта на экспорт право собственности на подакцизные товары переходит к иностранному покупателю (резиденту Литовской Республики) на территории Республики Беларусь.
Применяют освобождение от акцизов.
Применение освобождения по экспортируемым товарам зависит не от места перехода права собственности на экспортируемый товар, а от наличия подтверждающих документов, указанных выше.
Таким образом, при наличии документов, подтверждающих вывоз подакцизных товаров в Литовскую Республику, белорусская организация имеет право на освобождение от акцизов.
Ситуация 3
Белорусский экспортер произведенных подакцизных товаров передает их безвозмездно в Литовскую Республику.
Следует применять освобождение от акцизов.
Применение освобождения по экспортируемым товарам зависит не от поступления оплаты за подакцизные товары, а от наличия документов, подтверждающих фактический вывоз этих товаров за пределы Республики Беларусь (см. выше).
Таким образом, при наличии документов, подтверждающих вывоз подакцизных товаров в Литовскую Республику, белорусская организация имеет право на освобождение от акцизов.
Ситуация 4
Получена предварительная оплата в счет предстоящих экспортных поставок произведенных подакцизных товаров в Российскую Федерацию. Продавец определяет момент фактической реализации методом "по оплате", и документы, подтверждающие освобождение от акцизов, не получены.
Исчисление акцизов не производят, так как еще нет реализации.
При экспорте товаров применяют нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение)).
Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляют в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами (ст. 4 Соглашения).
При экспорте товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза налогоплательщик (плательщик) государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяет нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола* (п. 1 ст. 1 Протокола).
_____________________
* Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, принятый решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 "О международных договорах и иных нормативных актах по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года" (далее – Протокол).
Место реализации товаров определяют в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.
Местом реализации товаров признают территорию Республики Беларусь, если товар находится на территории республики и не отгружается, и не транспортируется и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Беларуси (ст. 32 НК РБ).
Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяют как приходящийся на налоговый период:
1) день отгрузки (передачи) (в т.ч. структурному подразделению плательщика) подакцизных товаров – для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации подакцизных товаров в бухгалтерском учете должна быть определена (признана) по мере отгрузки подакцизных товаров;
2) день зачисления денежных средств на счет плательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров – для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации подакцизных товаров в бухгалтерском учете должна быть определена (признана) по мере оплаты таких товаров.
Следовательно, сумму предварительной оплаты в момент ее получения не признают объектом обложения акцизами, так как еще не наступил момент фактической реализации в связи с отсутствием отгрузки подакцизных товаров.
Ситуация 5
Экспортным контрактом в Литовскую Республику предусмотрено, что комиссионный сбор за перевод средств от иностранного покупателя банк удерживает из доходов поставщика. Исходя из этого фактически поступившая выручка меньше стоимости подакцизных товаров, указанной в экспортном контракте.
Освобождение от акцизов применяют.
Применение освобождения по экспортируемым товарам зависит не от размера суммы поступившей оплаты за подакцизные товары, а от наличия документов, подтверждающих вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь.
Таким образом, при наличии подтверждающих документов (см. выше) белорусская организация имеет право на освобождение от акцизов.
Ситуация 6
Осуществлен вывоз (экспорт) подакцизных товаров в США с использованием воздушного судна.
Применяют освобождение от акцизов.
Применение освобождения от акцизов по экспортируемым подакцизным товарам не зависит от того, каким видом транспорта осуществляется вывоз таких экспортируемых товаров.
Таким образом, при наличии подтверждающих документов (см. выше) белорусская организация имеет право на освобождение от акцизов.
Ситуация 7
По договору уступки требования первоначальный кредитор (резидент РБ) уступает новому кредитору (резиденту РБ) право требования денежной суммы к должнику (резиденту Литовской Республики) за отгруженные должнику подакцизные товары.
Применяют освобождение от акцизов.
Применение освобождения по экспортируемым товарам зависит не от поступления оплаты за подакцизные товары, а от наличия документов, подтверждающих вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь.
Таким образом, экспортер имеет право применять в отношении экспортируемых товаров освобождение от акцизов при наличии подтверждающих документов, перечень которых указан выше. В этом перечне документ, подтверждающий поступление денежных средств, отсутствует.
Ситуация 8
Российский покупатель получает подакцизные товары по доверенности со склада в Республике Беларусь и доставляет их в Российскую Федерацию самовывозом по железной дороге с привлечением Белорусской и Российской железных дорог.
Обороты по реализации иностранным организациям и физическим лицам подакцизных товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза, освобождают от акцизов при наличии у плательщика следующих документов:
– договора (контракта), на основании которого осуществляют реализацию подакцизных товаров;
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена таможенного союза, при перемещении подакцизных товаров по системе магистральных трубопроводов – актов приема-сдачи товаров;
– заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором Республики Беларусь, с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление о ввозе товаров). Заявление о ввозе товаров плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам.
Таким образом, при самовывозе подакцизных товаров их покупателем подтвердить обоснованность применения освобождения от акцизов можно на основании вышеуказанного перечня документов, в т.ч. с помощью товаросопроводительных документов, оформленных на имя российского покупателя.
Отражение в налоговой декларации (расчете) по акцизам оборотов по реализации подакцизных товаров за пределы Беларуси
Плательщики акцизов должны ежемесячно представлять в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 124 НК РБ).
При заполнении налоговой декларации (расчета) по акцизам при экспорте подакцизных товаров следует учесть, что документальное подтверждение фактического вывоза подакцизных товаров (включая произведенные из давальческого сырья) за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены таможенного союза) производят не позднее 180 дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой). При наступлении даты представления налоговой декларации (расчета) по акцизам в течение этого срока обороты по реализации (передаче) таких товаров не отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам.
При наличии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, обороты по этим товарам отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того налогового периода, в котором получены документы.
При отсутствии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по акцизам за тот налоговый период, в котором истек установленный срок, обороты по этим товарам отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, в котором истек установленный срок.
При получении документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, по которым исчисленные суммы акцизов отражены в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы Беларуси, по истечении 180 дней с даты отгрузки подакцизных товаров плательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (расчет) по акцизам по товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, за налоговый период, в котором истекло 180 дней с даты отгрузки подакцизных товаров.