1) услуги по обработке информации;
Услуги по обработке информации
Услуги по обработке информации – услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (ст. 33 НК). До 2012 г. определение этого термина не было приведено в НК.
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Приведенное правило применяют в т.ч. в отношении оказания услуг по обработке информации.
Таким образом, местом реализации услуг по обработке информации как в 2011 г., так и в 2012 г. признают место деятельности (место нахождения, жительства) покупателя услуг.
Пример 1
Резидент РБ по договору с резидентом Германии передает нерезиденту сведения о немецких товарах, подлежащих реализации на территории Республики Беларусь, а резидент Германии собирает информацию об этих товарах (описание, особенности эксплуатации, фото), формирует информационный массив и предоставляет его резиденту РБ для размещения последним на собственном сайте.
Местом реализации данных услуг признается территория Республики Беларусь.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 НК).
Следовательно, резидент РБ должен исчислить НДС, если резидент Германии имеет статус организации и не состоит на учете в налоговых органах РБ.
Для сравнения рассмотрим, как нужно определять место реализации услуг по обработке информации, если договор на их оказание заключен с резидентом государства – участника Таможенного союза. В данной ситуации необходимо руководствоваться ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол).
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщик (плательщик) этого государства приобретает консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
Понятие услуг по обработке информации, приведенное в ст. 1 Протокола, идентично такому же понятию, применяемому в ст. 33 НК. Следовательно, при оказании услуг по обработке информации иностранными организациями – резидентами РФ и Казахстана для белорусских резидентов покупатели услуг должны исчислить НДС. При оказании этих услуг для резидентов указанных государств белорусскими организациями объект налогообложения отсутствует. Данный порядок применялся и в 2011 г.
Таким образом, место реализации услуг по обработке информации определяется одинаково по ст. 3 Протокола и по ст. 33 НК.
Услуги по представлению информации
Услуги по представлению информации – услуги по представлению информации (ознакомлению с информацией), запрашиваемой заказчиком.
Обратимся к нормам ст. 33 НК (см. табл. 1).
Таким образом, местом реализации приобретаемых резидентом РБ у иностранной компании услуг по представлению информации территория Республики Беларусь в 2011 г. не признавалась. Соответственно в 2011 г. у резидента РБ не возникали обязательства по исчислению и уплате НДС на основании ст. 92 НК. При представлении информации белорусской организацией резидентам дальнего зарубежья надо было исчислять НДС по ставке 20 %.
В 2012 г. местом реализации таких услуг при приобретении их у резидентов дальнего зарубежья является территория Республики Беларусь – и покупатель должен исчислить НДС по ст. 92 НК. При оказании белорусской организацией этих услуг нерезидентам объект обложения НДС отсутствует.
При изменении порядка налогообложения необходимо учитывать нормы п. 10 ст. 103 НК. Так, при изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления нужно применять в отношении реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, товаров (работ, услуг), имущественных прав, момент фактической реализации которых наступил с момента изменения порядка исчисления НДС.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, моментом их фактической реализации такими организациями признают день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
Пример 2
Иностранная компания – резидент Германии оказывает резиденту РБ услуги по представлению информации посредством Интернета. Услуги оказаны в декабре 2011 г. Оплата перечислена в Германию в январе 2012 г. В январе оплаченный оборот необходимо было отразить в стр. 13 налоговой декларации по НДС и исчислить НДС.
Таким образом, если резидент РБ оказывает услуги по представлению информации резидентам дальнего зарубежья, то объект налогообложения отсутствует по услугам, оказанным с 1 января 2012 г., независимо от даты их оплаты.
В 2011 г. моментом оказания услуг признавался день подписания акта заказчиком независимо от периода его подписания.
Пример 3
Резидент РБ представил резиденту Украины информацию о новшествах в технологии производства. Акт об оказании услуг составлен в декабре 2011 г., а подписан резидентом Украины 30 января 2012 г.
Моментом оказания услуг является 30 января 2012 г. Оборот по их реализации следовало отразить в стр. 9 налоговой декларации за январь 2012 г., НДС при этом не исчисляется.
Этот порядок не изменился по сравнению с 2011 г.
Услуги по обеспечению доступа к базам данных
Расшифровка термина "услуги по обеспечению доступа к базам данных" в ст. 33 НК отсутствует. Поясним, что это за услуги. Зачастую наши плательщики (в частности, турфирмы) заключают с иностранными резидентами договоры, по которым нерезидент, имеющий банк данных какой-либо информации, предоставляет возможность доступа к ней белорусскому клиенту путем передачи пароля, ключа доступа и т.д. Далее клиент самостоятельно черпает для себя информацию из базы данных продавца.
Обратимся к нормам ст. 33 НК (см. табл. 2).
Как видно из табл. 2, в 2012 г. место реализации данных услуг изменилось: теперь это место деятельности (нахождения, жительства) покупателя. Иными словами, при приобретении услуг по обеспечению доступа к базам данных у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, необходимо исчислить НДС по ст. 92 НК, если услуги оплачены с 1 января 2012 г., независимо от момента их оказания (п. 10 ст. 103 НК).
Пример 4
За пользование базой данных о наличии мест в самолетах за декабрь 2011 г. турфирма Республики Беларусь перечислила оплату фирме Литовской Республики в январе 2012 г.
Турфирма должна исчислить НДС по ст. 92 НК.
В отношении договоров с резидентами РФ и Казахстана подход к определению места реализации рассматриваемых услуг прямо противоположный. Поскольку данные услуги не поименованы в пп. 1–4 ст. 3 Протокола, место их реализации нужно определять как место регистрации исполнителя услуг в качестве налогоплательщика. Таким образом, при оказании услуг резидентам РФ и Казахстана следует исчислить НДС. При приобретении же таких услуг у резидентов РФ и Казахстана НДС по ст. 92 НК исчислять не нужно. Указанный порядок применялся и в 2011 г.
Подписка на зарубежные периодические издания
Налоговое законодательство Беларуси не содержит порядка исчисления НДС при приобретении периодических изданий в печатном виде у иностранных организаций. В настоящее время отсутствуют и разъяснения МНС по этому вопросу. Однако имеются официальные разъяснения МНС прошлых лет, в которых сказано, что подписные издания рассматриваются как товар (разъяснения касались отсутствия необходимости выписки до 1 января 2010 г. счетов-фактур по НДС по периодическим изданиям).
Так, в соответствии с общегосударственным классификатором "Виды экономической деятельности" ОКРБ 005-2006, утвержденным постановлением Госкомстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, подписка на периодические издания относится к подклассу 51180 "Деятельность агентов, специализирующихся на торговле отдельными видами товаров или группами товаров, не включенными в другие группировки" (деятельность агентов по торговле полиграфической продукцией), т.е. периодические издания в печатном виде, приобретаемые по подписке, для целей НДС нужно относить к товарам.
Организация подписалась в Российской Федерации на российское периодическое издание – ежемесячный журнал в печатном виде, не включенный в подписной каталог Белпочты.
Для целей уплаты НДС налоговую базу нужно определять на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) по условиям договора (контракта).
Поскольку периодические издания признают для целей НДС товаром, при их ввозе в Республику Беларусь исчислять и уплачивать НДС следует в соответствии с требованиями указанного Протокола.
С учетом специфики реализации периодических изданий посредством подписки для определения налоговой базы при принятии на учет ввезенных изданий достаточно наличия у подписчика счета-фактуры на вышедшие издания. Исчисление стоимости каждого номера (ежемесячного поступления изданий) плательщик производит самостоятельно, исходя из стоимости по счету-фактуре, количества изданий. Соответствующие договоры (их копии) в налоговый орган организации представляют в случае их наличия.
Таким образом, в течение срока подписки организация ежемесячно должна уплачивать НДС при ввозе, исходя из стоимости одного экземпляра подписного издания.
Данный порядок был изложен в публикациях сотрудников налоговых органов в 2005 г.
При реализации на территории Республики Беларусь товаров иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, налоговая база признается равной нулю, если при ввозе этих товаров на территорию Республики Беларусь уплачен НДС, за исключением НДС, уплаченного при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (п. 12 ст. 98 НК).
Следовательно, НДС по ст. 92 НК исчислять в таком случае не нужно.
Пример 5
Организация напрямую подписалась на периодическое издание Германии – ежемесячный журнал в печатном виде.
По периодическому изданию организация уплачивает НДС таможенным органам. В случае если таможенный орган не рассматривает подписку в качестве товара и не возлагает обязанность уплаты "ввозного" НДС, то, по мнению автора, организации необходимо исчислить НДС по ст. 92 НК, как по услугам по представлению информации.
Пример 6
Организация оформила подписку на зарубежное периодическое издание через Белпочту.
В данном случае НДС по ст. 92 НК, а также "ввозной" НДС не исчисляются, поскольку у подписчика отсутствует факт приобретения периодического издания у иностранной организации и ввоза его на территорию Республики Беларусь.