Ситуация 1
Суть нарушения
Автосалон в мае 2011 г. продал новый автомобиль на территории Беларуси по цене 30 000 тыс. руб. с учетом НДС. Налоговая база по автомобилю определена как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения с учетом НДС. Она составила 6 000 тыс. руб. Покупатель рассчитался за приобретенный автомобиль в октябре 2011 г. с уплатой пени в сумме 1 000 тыс. руб., предусмотренной договором. Ошибка организации состоит в том, что при определении налоговой базы в октябре 2011 г. при исчислении НДС она включила не всю сумму пени 1 000 тыс. руб., а ее часть, приходящуюся на разницу между ценой реализации автомобиля и ценой его приобретения, т.е. 200 тыс. руб. (1 000 × 6 000 / 30 000).
Комментарий контролирующих органов
В приведенной ситуации необходимо было в налоговую базу включить всю сумму пени 1 000 тыс. руб., приходящуюся на цену реализации автомобиля.
Обоснование нарушения
Налоговую базу для расчета НДС при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, приобретенных у физических и (или) юридических лиц, в т.ч. за пределами Беларуси, следует определять как разницу между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств. При этом цену реализации и цену приобретения определяют с учетом НДС (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 24.11.2005 № 546 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств" (в ред. Указа от 04.04.2011 № 130, далее – Указ № 546)). Данное положение применимо также при реализации транспортных средств с территории свободных складов.
Налоговую базу при исчислении НДС необходимо увеличивать на суммы, фактически полученные:
– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
Данная норма определена п. 18 ст. 98 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Таким образом, поскольку в НК предусмотрено увеличение налоговой базы на фактически полученную сумму санкций, то на всю сумму пени должна быть увеличена налоговая база для исчисления НДС.
От редакции:
В табл. 1 приведена корреспонденция бухгалтерских записей, которая должна быть отражена в рассмотренной ситуации.
В табл. 2 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.
Исправительные записи в 2011 г.
Ситуация 2
Суть нарушения
Организация (арендодатель) сдала в аренду помещение с 1 января по 30 июня 2011 г. Выручку арендодатель определяет методом "по оплате". Договором аренды предусмотрено, что арендная плата за весь период установлена в сумме 18 000 тыс. руб. и должна быть внесена частями (по 3 000 тыс. руб. в месяце аренды). Условия договора арендатор исполнил, и арендная плата вносилась без нарушений. Налоговая ошибка арендодателя состоит в том, что он включил сумму арендной платы 18 000 тыс. руб. сразу за полгода в налоговую декларацию за январь – июнь 2011 г.
Комментарий контролирующих органов
Арендодателю необходимо было отражать арендную плату в налоговой декларации по мере наступления момента фактической реализации – даты внесения оплаты за месяц или последнего дня месяца аренды, если арендная плата за него была внесена предварительно.
Обоснование нарушения
Плательщики, которые по учетной политике выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете признают по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассуплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 2 ст. 100 НК).
Моментом сдачи (передачи) предмета в аренду (финансовую аренду (лизинг)) признают последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по такой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической передачи предмета аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю) (п. 11 ст. 100 НК).
Несмотря на то что договором установлена арендная плата одной суммой за период с 1 января по 30 июня 2011 г., дана детализация, что она должна была вноситься ежемесячно в месяце аренды по 3 000 тыс. руб., т.е. усматривается сумма арендной платы за месяц.
Следовательно, моментом сдачи в аренду считается последний день каждого месяца. В свою очередь в рассматриваемой ситуации моментом фактической реализации, на который нужно отразить арендную плату за месяц в налоговой декларации и исчислить НДС, является день получения арендной платы, но не ранее последнего дня месяца аренды. Так, если арендная плата за февраль поступила в январе, то она отражается в налоговой декларации за январь – февраль, если в марте – то за январь – март.
Ситуация 3
Суть нарушения
Организация-производитель (выручку определяет "по отгрузке") реализовала материалы резиденту РФ в августе 2011 г. Однако вывоз материалов в Россию не состоялся, пунктом разгрузки указан Гомель, куда материалы отданы на давальческую переработку. После этого продукция переработки будет вывезена в Россию.
Ошибка организации-производителя состоит в том, что она не исчислила НДС на момент отгрузки материалов, предъявив покупателю нулевую ставку.
Комментарий контролирующих органов
НДС необходимо было исчислить в августе 2011 г. по фактической ставке при наступлении момента фактической реализации (даты отгрузки).
Обоснование нарушения
При экспорте товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства – члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяют нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган соответствующих документов (п. 1 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (подписан в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009)).
Экспорт товаров – это вывоз товаров, реализуемых плательщиками косвенных налогов, с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны (ст. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (заключено в г. Астане 15.09.2004)).
Документальное подтверждение фактического вывоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов Таможенного союза следует производить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) этих товаров (п. 8 ст. 102 НК).
Поскольку в рассматриваемой ситуации отсутствует экспорт материалов – их вывоз в Российскую Федерацию, то нулевую ставку применять не нужно. Следовательно, оборот по реализации материалов должен быть отражен в налоговой декларации по НДС за январь – август 2011 г. по фактической ставке (10 % или 20 % либо с применением освобождения от НДС), т.е. в том отчетном периоде, на который приходится день отгрузки материалов.
Ситуация 4
Суть нарушения
Организация (выручку определяет "по отгрузке") оказала резиденту РФ маркетинговые услуги в июле 2011 г. без НДС на сумму 11 800 тыс. руб. Оплата услуг поступила в августе 2011 г. в размере 10 000 тыс. руб. за минусом удержанного налоговым агентом РФ НДС. В октябре 2011 г. был истребован и получен первичный документ о перечислении удержанной суммы НДС в бюджет Российской Федерации в размере 1 800 тыс. руб. Ошибка организации состоит в том, что оборот по оказанию услуг в сумме 10 000 тыс. руб. был отражен в стр. 9а налоговой декларации по НДС за январь – октябрь 2011 г.
Комментарий контролирующих органов
Оборот по выполнению работ (оказанию услуг), реализации товаров за пределами Республики Беларусь нужно отражать в стр. 9а налоговой декларации по НДС при наступлении момента фактической реализации (дня отгрузки, дня оплаты, 60-го дня с момента отгрузки), который зависит от метода определения выручки, установленного учетной политикой плательщика.
Обоснование нарушения
Плательщики, которые по учетной политике выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете признают по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (пп. 1 и 2 ст. 100 НК).
Днем выполнения работ (оказания услуг) следует признавать дату передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы) (п. 1 ст. 100 НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговую базу для исчисления НДС определяют как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленную исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС (п. 1 ст. 98 НК).
Налоговую базу по НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав следует уменьшать на сумму НДС, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам плательщиком или покупателем, которые выступают в качестве налогового агента в иностранных государствах, в бюджеты иностранных государств (п. 19 ст. 98 НК).
В состав внереализационных расходов необходимо включать суммы налогов, сборов и другие обязательные отчисления, удержанные и (или) уплаченные в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств (за исключением налогов и сборов, в отношении которых предусмотрено устранение двойного налогообложения в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь), при наличии справки, заверенной налоговыморганом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов), или иных документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений в иностранном государстве (подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК). Такие суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений отражают в том налоговом периоде, в котором они уплачены (удержаны) в иностранном государстве.
В приведенной ситуации оборот по оказанию маркетинговых услуг в сумме 11 800 тыс. руб. следует отражать в стр. 9а налоговой декларации по НДС за январь – июль 2011 г. В налоговой декларации за январь – октябрь 2011 г. (либо в налоговой декларации за январь – сентябрь 2011 г., если документ об удержании НДС получен до срока сдачи этой налоговой декларации) налоговая база должна быть уменьшена по стр. 9а на сумму 1 800 тыс. руб.
Ситуация 5
Суть нарушения
Организация-лизингодатель (выручку определяет "по отгрузке") в 2011 г. получает лизинговые платежи за сданное в финансовый лизинг оборудование, которое было передано лизингополучателю 15 сентября 2009 г. Лизинговый платеж установлен в евро, оплата производится в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату оплаты. Ежемесячный лизинговый платеж составляет 720 евро, из них 600 евро – возмещение контрактной стоимости, 120 евро – лизинговое вознаграждение. Лизинговый платеж за январь 2011 г. в сумме 720 евро поступил 15 февраля 2011 г.
Ошибка организации состоит в том, что налоговая база в части контрактной стоимости 600 евро пересчитана в белорусские рубли по курсу, установленному Нацбанком на 31 января 2011 г.
Комментарий контролирующих органов
Налоговую базу в части контрактной стоимости необходимо пересчитывать в белорусские рубли по курсу евро, установленному Нацбанком на дату сдачи в финансовый лизинг оборудования, т.е. 15 сентября 2009 г.
Обоснование нарушения
При реализации предметов финансового лизинга за иностранную валюту по договорам финансового лизинга, предусматривающим исполнение денежных обязательств в иностранной валюте или в белорусских рублях в суммах, эквивалентных определенным суммам в иностранной валюте, и наступлении момента фактической реализации налоговую базу в части контрактной стоимости предмета финансового лизинга определяют в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату передачи предмета финансового лизинга, и рассчитывают от соответствующей суммы денежных обязательств в иностранной валюте или эквивалента в иностранной валюте (п. 2 ст. 97 НК).
Указанное положение введено с 1 января 2011 г. и с учетом положений п. 10 ст. 103 НК применимо в отношении возмещения контрактной стоимости за январь 2011 г. и позднее.
Таким образом, налоговая база в части возмещения контрактной стоимости предмета лизинга должна быть переведена в белорусские рубли по курсу на дату передачи предмета в лизинг, т.е. на 15 сентября 2009 г.
Ситуация 6
Суть нарушения
Организация приняла участие в проведении ярмарки в Российской Федерации, в ходе которой физическим лицам были реализованы отдельные товары с применением ставки НДС 10 %.
Комментарий контролирующих органов
Организация не учла нормы налогового законодательства о том, что оборот по реализации товаров на ярмарке физическим лицам в Российской Федерации является оборотом за пределами Республики Беларусь и не облагается НДС. Вместе с тем налогообложение может быть произведено по ставке 20 % по желанию организации.
Обоснование нарушения
По разъяснению налоговых органов, в приведенной ситуации следует исходить из того, что местом реализации товаров, вывезенных на территорию Российской Федерации при отсутствии договоров на их реализацию иреализованных физическим лицам на выставке-ярмарке в розницу, с учетом положений ст. 32 НК территорию Республики Беларусь не признают. Мнение налоговых органов таково: в 2011 г. при реализации товаров на ярмарках населению за пределами Беларуси объект налогообложения отсутствует. Оборот по реализации товаров отражается в стр. 9а налоговой декларации по НДС.
По операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Беларуси, плательщик вправе применить ставку НДС, указанную в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК, т.е. 20 % (п. 10 ст. 102 НК).
Следовательно, если на ярмарках в Российской Федерации населению реализована продукция, облагаемая НДС в Республике Беларусь по ставке 10 %, то НДС либо не следует исчислять с отражением оборота по стр. 9а налоговой декларации и распределением налоговых вычетов, либо можно исчислить по ставке 20 % с отражением оборота по стр. 2 налоговой декларации.
От редакции:
В табл. 3 приведена корреспонденция бухгалтерских записей, которая должна быть отражена в рассмотренной ситуации, если плательщик принял решение об исчислении НДС по ставке 20 %.
В табл. 4 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.