– Работа по пересмотру форм государственных статистических наблюдений проводится постоянно. В 2011 г. многие формы государственной статистической отчетности были дополнены разделом "Время, затраченное на заполнение формы", что позволило проанализировать нагрузку респондентов по заполнению государственной статистической отчетности. С 2012 г. отменено 9 форм государственной статистической отчетности и введено только 3 новые формы. Значительно сокращен перечень нецентрализованных форм статистической отчетности, которую собирают государственные органы в отношении находящихся в их подчинении организаций (Министерство здравоохранения, образования и т.д.). Кроме этого, ведется активная работа по созданию Единой информационной системы государственной статистики РБ, которая даст возможность представлять статистическую отчетность в электронном формате. Субъекты малого предпринимательства такую возможность уже имеют: отчет по форме 1-МП они могут представлять в электронном виде.
Татьяна Ивановна, аудитор:
– Многообразие форм статистической отчетности действительно поражает. Существуют формы, как, например, отчет 12-п "О производстве промышленной продукции (работ, услуг)", который организации должны представлять на 4-й рабочий день после отчетного периода. Он содержит такие показатели, как объем производства промышленной продукции или объем отгруженной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах. Для того чтобы эти показатели рассчитать, бухгалтеру необходимо провести в учете все первичные документы за истекший месяц, произвести расчет себестоимости произведенной продукции и т.д. Сделать это на 4-й рабочий день после отчетного периода невозможно. А вместе с тем представление искаженных данных государственной статистической отчетности или несвоевременное ее представление влекут наложение штрафа.
Людмила Николаевна, главный бухгалтер:
– Статистическая отчетность по количеству форм и сложности заполнения отчетов в настоящее время действительно лидирует. Зачастую в бухгалтерском учете отсутствует детализация тех или иных показателей, необходимая для заполнения некоторых форм отчетности. Например, при заполнении отчета 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)" необходимо не только распределить затраты по элементам и статьям, но и детализировать некоторые статьи буквально по отдельным услугам (услуги по перевозке грузов, по охране имущества и т.д.), а в отчете за январь – декабрь и вовсе распределить использованные в процессе производства сырье, материалы и услуги сторонних организаций с детализацией по отраслям промышленности. Каждый раз для заполнения такого отчета бухгалтеру приходится поднимать первичные документы и рассчитывать необходимые показатели буквально вручную. Это отнимает очень много времени. Хочется надеяться на то, что Белстат рассмотрит вопрос о необходимости такого количества отчетов и целесообразности затраченного бухгалтерами времени на представление данных с такой степенью детализации. Им же надо принимать на работу отдельного специалиста по заполнению статотчетности, а не поручать это бухгалтерии.