Из письма в редакцию:
«Белорусская организация, занимающаяся деревообработкой, является плательщиком УСН без НДС. В июне 2019 г. планируется заключить договоры с российской и финской компаниями об оказании ими консультационных услуг. В обоих случаях предусмотрена 100%-я предоплата. Эти компании не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Какие налоги и в какие сроки должна уплатить организация?
Надо ли создавать ЭСЧФ, если организация не является плательщиком НДС?
Анна Николаевна, бухгалтер»
Налог на доходы уплачивать не надо, если имеется подтверждение налогового резидентства компаний
По общему правилу при оказании консультационных услуг иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, возникает объект обложения налогом на доходы (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 189 НК [1]).
Налоговой базой налога на доходы является общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат (подп. 1.1 п. 1 ст. 190 НК). Ставка налога составляет 15 % (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).
При взаимоотношениях с нерезидентами следует учитывать нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения, которые имеют приоритет над нормами законодательных актов Республики Беларусь (п. 2 ст. 5 НК). В нашем случае это Соглашение с Россией [2] и Соглашение с Финляндией [3].
В соответствии с вышеназванными Соглашениями прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве при условии, что такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство.
У российской и финской компаний не возникает постоянных представительств в Республике Беларусь, поэтому доходы будут облагаться в этих странах.
Для применения освобождения от налога на доходы необходимо представить в белорусский налоговый орган подтверждение, что данные компании имеют постоянное местонахождение в Российской Федерации и Финляндской Республике. Подтверждение должно быть заверено компетентными органами иностранных государств (п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: подтверждение, в т.ч. в виде электронного документа, можно представить в налоговый орган до или после уплаты налога на доходы. В этом случае подтверждение необходимо направить в налоговый орган в качестве приложения к декларации по налогу на доходы (если налоговый агент представляет декларацию в электронном виде) либо к письму налогового агента, составленному в электронном виде.
При непредставлении в налоговый орган названного подтверждения налог на доходы |*| удерживают и перечисляют в бюджет в установленном порядке.
Если подтверждение не будет представлено, а договорами предусмотрена 100%-я предоплата, то именно дата выплаты налоговым агентом дохода иностранным компаниям будет являться днем начисления дохода (платежа) и на эту дату необходимо применить курс Нацбанка для определения налоговой базы.
Справочно: днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признается наиболее ранняя из следующих дат:
– дата отражения в бухучете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта оказания услуг иностранной компанией;
– дата отражения в бухучете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (п. 1 ст. 191 НК).
В 2019 г. налоговым периодом налога на доходы |*| признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы.
Декларацию по налогу на доходы налоговый агент представляет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту своей постановки на учет. Налог на доходы перечисляют в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 193 НК).
Справочно: форма налоговой декларации по налогу на доходы приведена в приложении 5 к постановлению № 2 [4].
НДС следует уплатить в бюджет
По общему правилу при реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возложена на организации, состоящие на учете в белорусских налоговых органах, приобретающих данные услуги (п. 1 ст. 114 НК).
Местом реализации консультационных услуг признают территорию Республики Беларусь, если покупатель данных услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь (часть третья подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК).
Эти правила действуют в отношении договора с компанией Финляндии. В отношениях с российской компанией следует учитывать нормы международного Договора о ЕАЭС [5] и Соглашения с Россией: местом реализации |*|*| услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщик этого государства – члена ЕАЭС приобретает консультационные услуги (подп. 4 п. 29 Протокола [6]).
С учетом вышеизложенного белорусская организация должна уплатить НДС по доходам, выплаченным двум иностранным компаниям. Налоговая база НДС определяется как стоимость этих услуг (п. 39 ст. 120 НК).
Моментом фактической реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в белорусских налоговых органах, признают день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг (п. 29 ст. 121 НК).
НДС исчисляют в том отчетном периоде, на который приходится дата авансового платежа.
Важно! Ваша организация применяет УСН и не является плательщиком НДС. Однако это не освобождает ее от обязанности налогового агента и уплаты НДС по услугам, приобретаемым на территории Республики Беларусь у иностранных компаний, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах (п. 2 ст. 326 НК).
Удержание сумм налогов покупателем (заказчиком), признаваемым налоговым агентом в Республике Беларусь, не является прекращением обязательств перед иностранной организацией, не состоящей на учете в белорусских налоговых органах. Следовательно, НДС исчисляют по ставке 20 % от суммы, уплаченной по договору за консультационные услуги, без вычета сумм удержанного налога на доходы.
Налоговую базу и суммы НДС по услугам, приобретенным у иностранных компаний, отражают в декларации по НДС в стр. 13 разд. I части I (подп. 15.9 п. 15 Инструкции № 2 [7]).
Декларацию по НДС представляют в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог уплачивают не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Отчетным периодом НДС по выбору налогового агента является календарный месяц или календарный квартал. Налоговый агент, избравший отчетным периодом НДС |*| календарный квартал, обязан информировать о принятом решении налоговый орган по месту постановки на учет путем проставления соответствующей отметки в декларации по НДС. Данный механизм установлен для налоговых агентов, у которых отсутствовала декларация по НДС за прошлый налоговый период и возник объект налогообложения в текущем налоговом периоде.
Налоговую декларацию следует представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за избранным отчетным периодом, в котором возник объект налогообложения (подп. 3.1.2 п. 3 ст. 127 НК).
Ваша организация должна создать ЭСЧФ и направить его на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации услуг (подп. 2.4 п. 2, подп. 9.1 п. 9 ст. 131 НК).
Искренне Ваша, Ольга Павловна