_____________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.08.2013 № 700/14 "О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16" (далее – постановление № 700/14).
** Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" (далее – постановление № 924/16).
В связи с этим возникла необходимость приведения нормативных документов в соответствие с введенными новациями. Один из них – Инструкция о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденная постановлением МНС РБ от 05.09.2011 № 44*** (далее – Инструкция № 44).
_____________________________
*** "ГБ", 2013, № 41, с. 10–11.
МНС комментируемым постановлением (далее – постановление № 25) внесло необходимые изменения и дополнения в Инструкцию № 44. Рассмотрим их.
1. Пункт 8 Инструкции № 44 дополнен исключением для кассового оборудования, используемого при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место.
Организации должны в случае изменения адреса установки кассового оборудования (за исключением оборудования, используемого на транспорте и при выездной торговле) не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем изменения адреса установки кассового оборудования, представить в инспекцию МНС информацию о кассовом оборудовании, сведения о котором изменились, с указанием нового адреса его установки.
При снятии организации с учета в одной инспекции МНС и постановке на учет в другой кассовое оборудование считается зарегистрированным в инспекции МНС по новому месту нахождения юридического лица с даты снятия организации с учета в инспекции МНС (п. 8 Инструкции № 44).
При осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место кассовое оборудование постоянно перемещается. То есть при данном виде деятельности отсутствует конкретное место установки кассового оборудования.
В связи с этим организации, использующие кассовое оборудование при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место, не должны с 31 октября 2013 г. представлять в инспекцию МНС информацию о фактическом месте его использования.
2. Подпункт 10.10 п. 10 Инструкции № 44 дополнен исключением для кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, с установленными средствами контроля налоговых органов.
Пунктом 10 Инструкции № 44 определены основания, по которым кассовое оборудование подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС. Одно из них – истечение 6 лет с даты первой регистрации в инспекции МНС кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами (подп. 10.10 п. 10 Инструкции № 44).
Постановление № 700/14 отменило действие норм о замене кассового оборудования, зарегистрированного в налоговом органе, в т.ч. кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, с установленным средством контроля налоговых органов по истечении 6 лет с даты первой регистрации кассового оборудования в налоговом органе.
Соответственно требование о замене кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, по истечении 6 лет с даты первой регистрации в налоговом органе, определенное подп. 10.10 п. 10 Инструкции № 44, не будет распространяться на кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами, с установленными средствами контроля налоговых органов.
Данная норма вступает в силу с 15 февраля 2014 г.
3. Перечень оснований, предусмотренный п. 10 Инструкции № 44, дополнен новым подп. 10.11, предусматривающим снятие с регистрации в инспекции МНС кассового оборудования без средства контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16.
Подпунктом 2.6 п. 2 постановления № 924/16 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением № 700/14, предусмотрено, что прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов осуществляется:
– юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью от 650 м2 и более, включающей площадь, предназначенную для обслуживания покупателей, занятую оборудованием для выкладки, демонстрации товаров и проведения денежных расчетов, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей, и использующими кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах, а также осуществляющими торговлю нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими услуги на автозаправочных станциях, – с 1 октября 2015 г.;
– юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси – с 1 декабря 2015 г.;
– юридическими лицами, не указанными в абзацах втором и третьем названного подпункта, – с 1 февраля 2016 г.;
– индивидуальными предпринимателями, не поименованными в абзацах втором и третьем подп. 2.6 п. 2, – с 1 апреля 2016 г.
Таким образом, постановлением № 700/14 установлена поэтапность подключения кассового оборудования к системе контроля кассового оборудования с учетом функциональности кассового оборудования и сферы его применения. Предусмотренные сроки перехода на использование кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов позволяют обеспечить подключение к системе контроля кассового оборудования впервую очередь наиболее функционального и требующего минимальной доработки для подключения средства контроля налоговых органов кассового оборудования, такого как активные системные кассовые суммирующие аппараты, в т.ч. POS-терминалы и POS-системы, которое используется главным образом в крупных торговых объектах (гипер- и супермаркетах и др.), а также на автозаправочных станциях.
Во вторую очередь предусмотрена установка средства контроля налоговых органов в кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении такого высокодоходного вида деятельности, как перевозка пассажиров автомобилями-такси, что позволит повысить эффективность контроля со стороны государства за ее осуществлением. Использование в автомобилях-такси кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, с установленным средством контроля налоговых органов позволит обеспечить идентификацию легально работающих такси, а также оперативно осуществлять сбор данных о выручке автомобилей-такси в центр обработки данных системы контроля кассового оборудования.
Кассовое оборудование наиболее простое по функциональным характеристикам, используемое в основном мелкими организациями и индивидуальными предпринимателями, планируется к подключению к системе контроля кассового оборудования в последнюю очередь.
Распределение указанного процесса во времени позволит обеспечить установку средства контроля налоговых органов в кассовое оборудование в плановом режиме, последовательно по мере готовности системы и кассового оборудования к этой работе, с наиболее оптимальными финансовыми и трудовыми издержками для субъектов хозяйствования. Создание системы контроля кассового оборудования, предусматривающей установку в кассовое оборудование средства контроля налоговых органов, позволит упростить ряд требований в отношении порядка использования кассового оборудования, а именно отменить действие норм:
– по замене кассового оборудования, зарегистрированного в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты его первой регистрации;
– ведению книги кассира;
Это позволит сократить расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на замену кассового оборудования, отказаться от морально устаревших инструментов защиты и контроля информации, таких как печать и хранение контрольных лент, ведение книги кассира.
В соответствии с дополнениями, вносимыми постановлением № 700/14 в п. 24 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16, установлен запрет на использование кассового оборудования без средства контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16.
В связи с изложенным перечень оснований, предусмотренный п. 10 Инструкции № 44, когда кассовое оборудование подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС, дополнен соответствующим подпунктом, предусматривающим снятие с регистрации в инспекции МНС кассового оборудования без средства контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16.
В целях обеспечения своевременного и оперативного доведения до субъектов хозяйствования информации о запрете на использование кассового оборудования без средства контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16, в п. 11 Инструкции № 44 внесено соответствующее дополнение, предусматривающее возможность снятия данного кассового оборудования с регистрации инспекцией МНС самостоятельно без заявления субъекта хозяйствования. В этих случаях инспекция МНС должна не позднее 5 рабочих дней до дня принятия начальником (заместителем начальника) инспекции МНС решения о снятии такого кассового оборудования с регистрации направить субъекту хозяйствования уведомление о снятии кассового оборудования с регистрации с требованием представить:
– фискальный отчет за последний день работы кассового оборудования;
– эксплуатационную документацию на кассовое оборудование для проставления штампа инспекции МНС о снятии кассового оборудования с регистрации (возвращается организации).
Справочно: требование об установке средства контроля налоговых органов в кассовое оборудование не распространяется на Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также на субъектов хозяйствования, использующих специальные компьютерные системы. Это связано с тем, что в банковской системе кассовое оборудование используется для осуществления валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей. В соответствии с действующим порядком осуществления валютно-обменных операций формируется и печатается баланс по операциям с наличной иностранной валютой, который формируется ежедневно и вводится в ежедневный баланс банка, который представляется в Нацбанк утром следующего дня. Что касается специальных компьютерных систем, модели которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, то они имеют собственные центры обработки данных, предназначенные для сбора, обработки, передачи информации о денежном обороте, а также предоставления доступа к данной информации.
Новация, внесенная в п. 11 Инструкции № 44, вступает в силу с 15 февраля 2014 г. (одновременно со вступлением в силу норм постановления № 700/14 по вопросам использования кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов).