Правомерны ли замечания проверяющих?
Порядок отражения и учет товарных операций в организациях общественного питания и торговли должен быть определен в учетной политике. Приказ № 74 правовую экспертизу не проходил, он носит рекомендательный характер, и все вопросы ведения учета, документального оформления товарных операций должны быть определены самой организацией.
Возможно ли воспользоваться льготой по арендной плате при заключении договора аренды на данное помещение?
Предоставление услуг общественного питания на предприятиях и учреждениях включает приготовление и продажу либо только продажу готовой пищи и напитков, обычно по сниженным ценам, для лиц, принадлежащих к определенной профессиональной группе. Данное определение включает в себя деятельность столовых и буфетов при учреждениях, промышленных предприятиях и других организациях, деятельность столовых и буфетов учреждений образования (общегосударственный классификатор РБ ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65).
Понижающие коэффициенты к базовым ставкам арендной платы применяются для некоторых видов деятельности, осуществляемых на арендуемых площадях, в отношении отдельных категорий арендаторов и недвижимого имущества. Установление понижающего коэффициента в размере 0,4 к ставкам арендной платы предусмотрено подп. 1.4.2 п. 1 приложения 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденному Указом Президента РБ от 29.03.2012 № 150, только в отношении столовых и буфетов, расположенных в зданиях, сооружения, где размещаются производственные организации, учреждения, или на их территории. В случае открытия кафе на арендуемых площадях в учреждении понижающий коэффициент к ставкам арендной платы не может быть применен.
В настоящее время законодательством не установлен запрет на закуп из розничной торговой сети товаров для приготовления блюд и изделий в объектах общественного питания за безналичный либо наличный расчет.
При отпуске товаров, оплата которых осуществляется наличными денежными средствами, покупателю необходимо выдать кассовый чек либо иной документ, подтверждающийприем наличных денежных средств, утвержденный в установленном порядке. В этом документе должны быть указаны следующие сведения: номер документа, наименование продавца, дата продажи, наименование, количество и цена товара, сумма покупки, подпись лица, непосредственно осуществившего продажу товаров, и его должность, фамилия и инициалы. В случае отсутствия в кассовом чеке вышеперечисленных сведений покупателю вместе с кассовым чеком выдается товарный чек произвольной формы, в котором эти сведения должны быть указаны (п. 8 Инструкции о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденной постановлением Минторга РБ от 08.06.2005 № 22).
Для товаров, относящихся к продовольственному сырью и пищевым продуктам, наличие удостоверения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов подтверждается одним из следующих способов:
– подлинником удостоверения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, выданного производителем;
– копией удостоверения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, заверенной печатью юридического лица или индивидуальным предпринимателем, являющимися поставщиками товаров;
– указанием в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице товара по каждому наименованию товара регистрационного номера, даты выдачи удостоверения, адреса и телефона юридического лица или индивидуального предпринимателя – держателя удостоверения (подп. 1.1.5 п. 1 совместного постановления Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта РБ от 07.05.2007 № 28/35/38/27 "О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках").
Вышеперечисленные требования данного подпункта постановления не распространяют свое действие на продовольственное сырье и пищевые продукты, подтверждение качества и безопасности которых производителем осуществляется другими способами, установленными техническими нормативными правовыми актами.
Качество и безопасность каждой партии продовольственного сырья и пищевых продуктов иностранного производства, не подлежащих обязательному подтверждению соответствия и государственной гигиенической регламентации и регистрации, дополнительно подтверждаются подлинником документа импортера о качестве и безопасности или копией такого документа, заверенной печатью и подписью ответственного работника юридического лица или индивидуальным предпринимателем, являющимися поставщиками товаров, или указанием в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице товара по каждому наименованию товара регистрационного номера, даты выдачи документа импортера о качестве и безопасности, адреса и телефона юридического лица или индивидуального предпринимателя – держателя такого документа, оформленной в установленном порядке копии.
При реализации готовых пищевых продуктов, содержащих на потребительской таре (упаковке), выполненной изготовителем в технологическом процессе производства, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами РБ сведения о качестве и безопасности, наличие удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме изготовителей) не требуется.
В объектах общественного питания вместо перечисленных документов может применяться товарный чек, выданный в магазине при приобретении за наличный расчет товаров. Наименование товара, его количество, дата приобретения должны быть указаны в товарном чеке, выданном в установленном порядке. Кассовый чек не может являться документом, удостоверяющим качество и безопасность товара, закупленного в магазине за наличный расчет.
Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при определении норм выхода продукции, а также отходов и потерь при механической и тепловой обработке данного сырья?
Юридическим лицам, оказывающим услуги общественного питания, предоставлено право путем контрольных проработок определять нормы отходов и потерь при механической и тепловой обработке нестандартного инового вида сырья, перерабатывать и утверждать новые виды кулинарной продукции, в т.ч. мясных полуфабрикатов, отличные от имеющихся в технологических документах, утвержденных Минторгом.
Данный порядок определен приказом Минторга РБ от 09.11.1995 № 70 "О переработке и введении Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания Республики Беларусь" (далее – приказ № 70).
Например, производство мясокостных полуфабрикатов массой от 500 до 1 500 г (корейка для котлет, грудинка для мочанки и т.д.) и бескостных массой от 250 до 1 500 г (свинина для запекания, тазобедренная часть и т.д.), изготовленных в заготовочных цехах из полуфабрикатов массой 5 кг и выше, поставляемых по СТБ 1020-2010 "Полуфабрикаты мясные натуральные. ОТУ", являются кулинарными полуфабрикатами и подпадают под действие СТБ 1210.
Требования СТБ 1210 предусматривают изготовление кулинарной продукции по технологическим инструкциям, технологическим картам.
Нормы выхода новых видов полуфабрикатов следует определять на основании актов контрольных проработок разделки потушного мяса, крупнокусковых полуфабрикатов.
Учитывая вышеизложенное, в объектах общественного питания кулинарная разделка крупнокусковых полуфабрикатов массой 5 кг и более должна осуществляется на основании актов разделки с определением нормвыхода различных полуфабрикатов (мясокостных, бескостных) при условии разработки технологических карт на каждый вид полуфабрикатов.
Какие дополнительные документы следует оформлять для оказания этой услуги?
Предоставление кальяна является услугой, которая оказывается потребителям в объектах общественного питания.
Кальян – один из способов табакокурения, поэтому данная услуга должна предоставляться при наличии специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями. Вместе с тем должно быть соблюдено законодательство, регулирующее оборот, рекламу и потребление табачного сырья и табачных изделий. Порядок использования кальяна, его заправки (вид используемого табака, фильтрующей жидкости и т.д.) должен быть определен продавцом услуги в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. В объектах общественного питания технологическая карта оформляется на выпускаемую и реализуемую продукцию, поэтому оказание услуг кальяна не требует наличия технологической карты.
Необходимо ли наличие специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками в данной ситуации?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие общественное питание, могут использовать алкогольные напитки для приготовления продукции собственного производства без специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками, кроме производства других алкогольных напитков. Например, для изготовления кондитерских изделий (пирожных, тортов), кулинарных изделий (супов, соусов, горячих блюд, десертов и др.), технологическим процессом производства которых предусмотрено использование алкогольных напитков на определенной стадии кулинарной обработки. Исключение составляют собственного производства напитки (холодные, горячие), коктейли с объемной долей этилового спирта 7 % и более, являющиеся алкогольными напитками. Для их реализации необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками.