Законом вводится ответственность за ряд деяний.
Исключаются нормы, предусматривавшие ответственность:
– за нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на территории Республики Беларусь (ранее ч. 1 и 2 ст. 13.3 КоАП). Это исключение связано с внесением изменений в подп. 1.9.1 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ (далее – НК) с 1 января 2010 г., которые устранили обязанность плательщика уведомлять налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке на территории Республики Беларусь. Сохраняется обязанность банка сообщить об открытии или закрытии счета организации в налоговый орган по месту постановки их на учет в течение одного рабочего дня соответственно после открытия или закрытия такого счета (п. 2 ст. 68 НК).
Административная ответственность по ст. 13.3 КоАП будет наступать лишь за нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации за пределами Республики Беларусь при просрочке более 5 рабочих дней, а также от 2 до 5 рабочих дней включительно, в период которой осуществлялись операции по счету, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица. Размер штрафа при этом не изменится и будет составлять 2 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 20 БВ, а на юридическое лицо – 10 БВ с увеличением на 10 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 70 БВ. Напомним, что срок для уведомления по нормам подп. 1.9.1 п. 1 ст. 22 НК составляет 5 рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. После этого начинает течь срок просрочки, о котором говорится в новой редакции ст. 13.3 КоАП;
– за нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) (ранее ч. 1 ст. 13.5 КоАП). Административная ответственность будет наступать за отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов только в случае, если такое деяние повлекло за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) (ст. 13.5 КоАП). При этом размер возможного взыскания уменьшен (см. таблицу на с. 27);
– за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами (ранее ч. 2 ст. 13.6 КоАП). В этом случае ответственность будет нести только само юридическое лицо в соответствии с ч. 1 ст. 13.6 КоАП.
Ввиду изменения порядка отчета индивидуальных предпринимателей об уплате единого налога, установленного с 1 января 2010 г. ст. 299 НК, а также наличия подп. 1.15 п. 1 ст. 163 НК (доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц) изменилась и норма об ответственности должностного лица юридического лица за нарушение порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров (работ, услуг). Теперь такие плательщики допускаются к реализации товаров (работ, услуг) потребителям в торговых и обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке при предъявлении ими одного из следующих документов:
– документа об уплате единого налога (заверенной индивидуальным предпринимателем, а не налоговым органом его копии);
– справки налогового органа, подтверждающей, что индивидуальный предприниматель не является плательщиком единого налога при реализации товаров (работ, услуг) потребителям в торговых и обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке;
– справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что реализуемая этими лицами продукция произведена на находящемся исключительно на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном им для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела (в отношении продукции пчеловодства – выданного на территории Республики Беларусь ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта).
Нововведенная ч. 5 примечания к гл. 13 КоАП предусматривает, что административные взыскания, определенные ч. 2 и 4 ст. 13.4 (нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)), ч. 1 ст. 13.6 (неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины)) и ч. 2 ст. 13.7 (невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)) КоАП, применяемые к юридическим лицам, налагаются исходя из определенных за весь проверяемый период подлежащих уплате (удержанию и (или) перечислению) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней. То есть проверяющие должны рассматривать теперь размер подлежащих уплате сумм налогов, сборов (пошлин), пеней не по отдельным периодам и налогам, а совокупно за весь проверяемый период.
Есть объект налогообложения – представь декларацию
Изменения, вносимые в ч. 1–3 ст. 13.4 КоАП, вызваны принятием в конце 2008 г. новой редакции п. 2 ст. 63 НК. С 1 января 2009 г. налоговую декларацию (расчет) необходимо представлять в налоговый орган плательщикам (иным обязанным лицам), кроме Нацбанка РБ и его структурных подразделений, по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых они признаны плательщиками, и только при наличии объектов налогообложения, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства. Поэтому теперь ответственность будут нести плательщики, налоговые агенты, иные обязанные лица, которые нарушат установленный НК срок представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), но только при наличии объектов налогообложения. Введены иные временные рамки для такой просрочки, влияющие на размер ответственности. При просрочке на срок:
– не более 3 рабочих дней – штраф будет составлять на юридическое лицо от 1 до 10 БВ;
– более 3 рабочих дней – 2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, а на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.
На физическое лицо, не являющееся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщика, налогового агента, иного обязанного лица за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) взыскание будет налагаться в 2 случаях:
– при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более 3 рабочих дней
– либо отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более 12 месяцев (ч. 3 ст. 13.4 КоАП).
Увеличен размер неуплаченного или неполностью уплаченного в установленный срок таможенного платежа, при котором будет наступать административная ответственность, в т.ч. и должностного лица юридического лица. Теперь вместо 0,25 БВ он будет составлять 10 БВ, но при этом изменится размер штрафа (см. таблицу ниже) (ч. 9 ст. 13.6 КоАП).
Отметим также, что введенная Законом РБ от 28.12.2009 № 98-З ч. 3 примечания к ст. 13.6 КоАП, установившая порядок определения базы для исчисления штрафа в минимальном размере при частичном добровольном исполнении налогового обязательства либо перечислении части ранеене перечисленной суммы налога, сбора (пошлины), Законом распространена не только на ч. 1 ст. 13.6, но и на ч. 6 и 8 этой же статьи, т.е. на случаи неуплаты налогов, сборов (пошлин) физическими лицами, не являющимися должностными лицами юридического лица или индивидуальными предпринимателями, – плательщиками, иными обязанными лицами.
Изменены размеры административных взысканий за ряд правонарушений в сфере налогообложения
Для удобства пользования в нижеприведенной таблице сравним размеры административных взысканий.