Валютный контроль и внешнеторговые сделки: будьте внимательны
Законом РБ № 198-З "О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" (далее – Закон) перераспределены деяния, связанные с нарушениями законодательства о внешнеторговых сделках, между ст. 11.43 и 11.44 КоАП.
Отсутствие статистической декларации или периодической статистической декларации теперь будет наказываться равносильно их непредставлению в установленный срок, т.е. по ст. 11.44. КоАП. Причем штраф за такие деяния установлен в твердой сумме, а не в процентном отношении к стоимости товаров (на юридическое лицо – в размере от 10 до 100 базовых величин (БВ)). Кроме того, штраф будет налагаться не за сам факт отсутствия регистрационного номера сделки, а за неисполнение обязанности по регистрации сделки (ст. 11.43 КоАП).
Закон вводит ответственность за необеспечение лизингодателем при исполнении договора международного лизинга своевременных поступлений лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга лизингополучателю – нерезиденту РБ, поступления предмета лизинга на территорию Республики Беларусь в случае его возврата либо завершения указанного договора иным определенным законодательством для международного лизинга способом в сроки, предусмотренные законодательными актами (ч. 2 ст. 11.37 КоАП). Такие действия повлекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 2 % не полученных (не поступивших) в установленный срок лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга, стоимости не поступившего в установленный срок предмета лизинга за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок таких денежных средств либо стоимости предмета лизинга. Данная норма перенесена из подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь". Напомним, что при возврате предмета лизинга в связи с исполнением договора международного лизинга лизингодатель обязан обеспечить поступление предмета лизинга на территорию Республики Беларусь не позднее 90 календарных дней с даты окончания срока лизинга. Если в договоре международного лизинга предусмотрено право выкупа предмета лизинга, сделка по выкупу предмета лизинга оформляется отдельным внешнеторговым договором. Лизингодатель должен обеспечить прекращение обязательств по указанному договору как в денежной, так и в неденежной форме не позднее 90 календарных дней с даты его заключения. Лизингодатель обязан обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга.
Обратите внимание, что течение сроков для выполнения обязательств приостанавливается и соответственно административная ответственность в этот период не может наступить в случае, если лизингодатель обратился в суд или арбитраж для принудительного взыскания просроченной задолженности нерезидента РБ по договору лизинга или для принудительного истребования от лизингополучателя предмета лизинга, а также при принятии страховщиком обращения лизингодателя для получения страхового возмещения в связи с наступлением страхового случая по застрахованному риску по договору лизинга.
Изменены размеры административных взысканий за ряд правонарушений в сфере валютных операций и внешнеэкономической деятельности
Для удобства пользования приведем сравнительную табл. 1 отдельных изменений и дополнений, внесенных Законом.
Таблица 1
Банковская деятельность: кто и как несет ответственность?
Известно, что юридическое лицо должно представить в банк платежные инструкции на перечисление подоходного налога и страховых взносов (обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения, но не страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*). Взамен платежных инструкций ранее могли быть представлены справки исключительно о том, что обязательства по указанным платежам исполнены. Теперь может быть представлена справка о том, что срок их исполнения не наступил, хотя Инструкция об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством (п. 9), предусматривает также возможность представления третьего вида справки о том, что обязательства по указанным платежам отсутствуют.
__________________________
* Напомним, постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2010 № 388 из п. 9 Инструкции об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, было исключено требование о необходимости предъявления банку платежных инструкций на перечисление страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для выдачи или перечисления денежных средств на оплату труда.
Закон уточнил случаи, в которых должностное лицо банка будет нести ответственность за выдачу или перечисление денежных средств для оплаты труда с нарушением вышеизложенных требований законодательства (ст. 11.61 КоАП).
Законом вводится ответственность за получение в Нацбанке РБ кредитного отчета без согласия непосредственно субъекта кредитной истории, когда в соответствии с законодательством требуется такое согласие (ст. 11.75 КоАП). Это повлечет наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо – до 100 БВ.
Письменное согласие субъекта кредитной истории на представление кредитного отчета данного субъекта кредитной истории должно быть получено до обращения в Нацбанк РБ физическим или юридическим лицом, иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, а также государственным органом и иным лицом, не обладающими в соответствии с законодательными актами правом получения сведений, составляющих банковскую тайну, если они намериваются получить в Нацбанке РБ кредитный отчет. Данная норма содержится в ст. 13 Закона РБ "О кредитных историях".
Для удобства пользования приведем сравнительный анализ изменившихся размеров административных взысканий (см. табл. 2).
Таблица 2
Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП положения Закона, устраняющие противоправность деяния, смягчающие или отменяющие ответственность или иным образом улучшающие положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления этого Закона в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.