Порядок исчисления и уплаты акцизов в условиях действия таможенного союза урегулирован следующими нормативными актами:
– Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (ратифицировано в республике Законом РБ от 09.07.2008 № 391-З; далее – Соглашение);
– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, принятым Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 "О международных договорах и иных нормативных актах по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года" (далее – Протокол по товарам).
Протокол по товарам разработан на основании ст. 4 Соглашения, согласно которой взимание косвенных налогов и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами. Соглашение и Протокол по товарам применяются с 1 июля 2010 г.
Принимая во внимание требования этих международных правовых актов, рассмотрим ряд практических ситуаций при исчислении и уплате акцизов в рамках таможенного союза.
Ситуация 1
Производитель подакцизных товаров как из собственного, так и из давальческого сырья отгрузил произведенные подакцизные товары в Российскую Федерацию.
Рассмотрим вопросы, возникающие в данной ситуации.
1. От какой даты в условиях действия Таможенного союза следует производить отсчет 180 дней для сбора документов, подтверждающих освобождение от акцизов товаров, произведенных из собственного сырья?
От даты отгрузки по товарам, произведенным из собственного сырья.
При экспорте товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства – члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).
Перечень таких документов определен п. 2 ст. 1 Протокола по товарам. Данным Протоколом также установлено, что эти документы необходимо представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
В целях исчисления акцизов датой отгрузки товаров по подакцизным товарам признается:
– по произведенным из собственного сырья, – дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров;
– произведенным из давальческого сырья, – дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого произведены подакцизные товары.
Таким образом, по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья в условиях действия Таможенного союза, отсчет 180 дней, необходимых для сбора подтверждающих освобождение от акцизов документов, следует производить от даты отгрузки товаров, которой признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) подакцизных товаров.
Вниманию читателей: до введения в действие Протокола по товарам для сбора подтверждающих документов в отношениях с Российской Федерацией предоставлялось 90 дней, а в отношениях с Республикой Казахстан – 60 дней.
2. От какой даты следует производить отсчет срока для подтверждения освобождения от акцизов в условиях действия Таможенного союза при производстве подакцизных товаров из давальческого сырья, если произведенные подакцизные товары были отгружены 4 августа 2010 г., а акт приема-передачи произведенных товаров был подписан 3 августа 2010 г.?
С 3 августа.
Поскольку акт приема-передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, был подписан 3 августа 2010 г., в данной ситуации датой отгрузки будет признаваться эта дата и отсчет 180 дней следует производить, начиная с нее, а не с даты фактической отгрузки подакцизных товаров.
Вниманию читателей: ранее определение такой даты предусмотрено не было.
Ситуация 2
Производитель подакцизных товаров отгрузил в РФ произведенные подакцизные товары.
Исходя из какой налоговой базы в условиях действия Таможенного союза следует произвести исчисление акцизов при отсутствии в течение 180 дней со дня отгрузки подакцизных товаров документов, являющихся основанием освобождения от акцизов?
Из налоговой базы, соответствующей объему в натуральном выражении.
При непредставлении необходимых для освобождения от акцизов документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства – члена Таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (п. 3 ст. 1 Протокола по товарам).
Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется при реализации (передаче) произведенных (в т.ч. из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:
– как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
– как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.
Порядок определения налоговой базы по акцизам регулируется ст. 117 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ).
Таким образом, если на подакцизные товары, произведенные из собственного сырья, установлены твердые (специфические) ставки акцизов, то при отсутствии в течение 180 дней со дня отгрузки подакцизных товаров, являющихся основанием освобождения от акцизов, исчисление акцизов следует произвести исходя из налоговой базы, соответствующей объему в натуральном выражении произведенных подакцизных товаров.
Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов (п. 8 ст. 1 Протокола по товарам).
Таким образом, если на подакцизные товары, произведенные из давальческого сырья, установлены твердые (специфические) ставки акцизов, то при отсутствии в течение 180 дней со дня их отгрузки, документов, являющихся основанием освобождения от акцизов, исчисление акцизов следует произвести исходя из налоговой базы, соответствующей объему, количеству выработанных подакцизных товаров.
Вниманию читателей: в настоящее время в Республике Беларусь не применяются адвалорные (процентные) ставки акцизов.
Ситуация 3
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), производит ввоз подакцизных товаров из Российской Федерации в условиях применения Таможенного союза.
Следует ли в данном случае исчислять и уплачивать акцизы при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации?
Следует.
При импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – участника Таможенного союза товаров, которые по законодательству этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения).
Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза (если иное не установлено Протоколом по товарам), осуществляется налоговым органом государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 1 ст. 2 Протокола по товарам).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (подп. 3.1 п. 3 ст. 286 НК РБ).
На основании изложенного организации, применяющей УСН, следует производить исчисление и уплату акцизов при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации.
Вниманию читателей: аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
При ввозе подакцизных товаров из Республики Казахстан уплата акцизов до этой даты осуществлялась таможенным органам РБ.
Ситуация 4
Белорусская организация в условиях действия таможенного союза ввезла из Российской Федерации подакцизные товары, приобретенные у резидента Республики Казахстан.
Следует ли производить уплату акцизов при ввозе этих подакцизных товаров?
Следует.
Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиками одного государства – члена Таможенного союза и другого государства – члена Таможенного союза и при этом импортируются с территории третьего государства – члена Таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров (подп. 1.2 п. 1 ст. 2 Протокола по товарам).
Соответственно при ввозе из Российской Федерации товаров, приобретенных у резидента Республики Казахстан, уплата акцизов производится белорусским импортером – собственником этих товаров.