Организации могут быть освобождены от административной ответственности по решению Президента
Юридические лица, на которые наложены административные взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения, конфискации, могут быть полностью или частично освобождены от этих взысканий по решению Президента. Для этого необходимо подготовить и внести на рассмотрение Президента ходатайство об освобождении от административных взысканий в порядке, изложенном в Положении, утвержденном Указом Президента РБ от 17.10.2005 № 481 (далее – Положение и Указ № 481). Отметим, что нормы Положения применимы и при подготовке ходатайства об освобождении юридического лица (далее – заявитель) от уплаты пени в соответствии с п. 6 ст. 52 Налогового кодекса РБ.
Для реализации норм Указа № 481 была создана Межведомственная комиссия по рассмотрению соответствующих ходатайств (далее – комиссия).
Напомним, что заявитель не вправе подать ходатайство до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложеновзыскание (начислена пеня), если иное не определено Президентом.
Кроме того, не рассматриваются и возвращаются заявителям ходатайства, которые:
– поданы в нарушение установленного порядка;
– содержат сведения о нарушении законности при наложении взыскания (начислении пени). При этом заявителю должен быть разъяснен установленный порядок обжалования соответствующих решений.
С 15 мая т.г. действующий порядок несколько упрощен Указом Президента РБ от 07.05.2012 № 225 (далее – Указ № 225).
Новации Указа № 225
1. Решение о полном либо частичном освобождении заявителя от наложенного взыскания или от уплаты пени принимается на основании его ходатайства, которое должно содержать:
– причины, побудившие заявителя подать ходатайство;
– обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения взыскания (начисления пени) и последствиях освобождения от взыскания (уплаты пени), включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административнотерриториальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения;
– информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности;
– просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от наложенного взыскания (уплаты пени).
Ходатайство и иные документы заявителям следует подавать в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству, в подчинении (ведении) которых они находятся, а заявителям, не находящимся в подчинении (ведении) этих органа, организации, – в облисполком (Минский горисполком) по месту их государственной регистрации.
Указ № 225 уточнил, что заявители, находящиеся в ведении Управления делами Президента или Национальной академии наук Беларуси, подают ходатайства в указанные организации.
2. До 15 мая (вступления в силу Указа № 225) к ходатайству надо было прилагать следующие документы:
– бухгалтерский баланс заявителя за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;
– справку об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной Минэкономики;
– справку налогового органа о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено взыскание (начислена пеня), и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом по форме, утвержденной МНС и Минфином;
– справку таможенного органа о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено взыскание (начислена пеня), и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом по форме, утвержденной ГТК и Минфином (в соответствующих случаях).
С 15 мая Указ № 225 освободил юридические лица от обязанности самостоятельно получать в налоговом или таможенном органах вышеназванные справки. Теперь такие справки должны запрашивать государственные органы, иные организации, в которые поступило ходатайство (далее – государственные органы), самостоятельно в течение 3 рабочих дней после поступления ходатайства и необходимых документов. Налоговый и таможенный органы обязаны представить запрошенные сведения в течение 3 рабочих дней после получения запроса. В то же время организация вправе сама получить необходимые справки и приложить их к ходатайству.
Дальнейшая процедура рассмотрения ходатайства не изменилась
Процедура рассмотрения ходатайства заключается в следующем.
1. Государственный орган в течение 2 рабочих дней после получения запрошенных сведений от налогового или таможенного органов должен направить ходатайство и документы в орган, наложивший взыскание (начисливший пеню), для дачи заключения о возможности (невозможности) освобождения заявителя от взыскания (уплаты пени), а также для приостановления исполнения взыскания (взыскания пени).
2. Орган, наложивший взыскание (начисливший пеню), должен:
– в течение 10 рабочих дней после получения от государственного органа документов направить ему заключение о возможности (невозможности) освобождения заявителя от взыскания (уплаты пени), а также информацию о приостановлении исполнения наложенного взыскания (взыскания пени);
– в течение 3 рабочих дней после получения документов уведомить исполняющий решение о наложении взыскания (взыскании пени) орган (например, банк или суд), комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства, о приостановлении исполнения взыскания (взыскания пени).
3. Государственный орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения заключения о возможности (невозможности) освобождения заявителя от взыскания (уплаты пени), а также информации о приостановлении исполнения наложенного взыскания (взыскания пени):
– проверяет ходатайство и иные представленные заявителем документы с учетом полученного заключения;
– готовит собственное заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от взыскания (уплаты пени).
Справочно: при необходимости государственный орган может запросить у заявителя, других органов и организаций дополнительную информацию для принятия решения.
Государственный орган представляет указанное заключение с приложением обоснования целесообразности (нецелесообразности) освобождения заявителя от взыскания (уплаты пени), представленных и дополнительно собранных документов в комиссию.
При этом в обосновании целесообразности (нецелесообразности) освобождения заявителя от взыскания (уплаты пени) отражаются финансовое состояние заявителя, размер причиненного ущерба, характер допущенных нарушений, меры, принятые по наказанию виновных должностных лиц (иных работников), другие обстоятельства, имеющие значение для принятия соответствующего решения, а также причины выбора предлагаемой формы освобождения (полное или частичное) или нецелесообразности освобождения.
4. Комиссия рассматривает поступившие документы и при принятии решения о целесообразности полного или частичного освобождения в 2-месячный срок со дня получения всех необходимых документов вносит на рассмотрение Президента проект соответствующего распоряжения.
Важно! При отрицательном решении комиссия должна в тот же срок письменно уведомить об этом заявителя, государственный орган, представивший данные документы, с обоснованием причин принятия такого решения, а также орган, наложивший взыскание (начисливший пеню).
При отказе Президента удовлетворить ходатайство заявителя Администрация Президента в 3-дневный срок информирует об этом комиссию, а также орган, наложивший взыскание (начисливший пеню).