Если земельные участки предоставлены организации на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо в частную собственность, она должна платить земельный налог
Обязательность уплаты земельного налога для всех организаций, которым предоставлены земельные участки (в данной статье не будем рассматривать организации, имеющие льготы по земельному налогу или не являющиеся плательщиками налога), задекларирована в п. 1 ст. 192 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Так, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.
Даже отсутствие у организаций или физических лиц правоустанавливающих документов, указанных в абз. 2 части первой п. 3 ст. 202 НК (государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок), либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих организаций или физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются.
Эта норма подтверждается и ст. 103 НК, согласно которой объектами обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц.
Тогда почему не все организации, пользующиеся земельными участками, платят земельный налог? Может быть, дело в налоговой базе?
Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка. В отдельных случаях налоговой базой может быть площадь земельного участка.
Например, налоговая база земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения при наличии кадастровой оценки определяется по площади и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций, в т.ч. крестьянских (фермерских) хозяйств.
При отсутствии кадастровой оценки земли налоговой базой может выступать площадь земельного участка. Так, площадь земельного участка является налоговой базой:
– для сельскохозяйственных земель сельско-хозяйственного назначения;
– земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;
– земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы.
Поскольку по сельскохозяйственным землям налоговой базой может быть кадастровая стоимость земли или площадь земельного участка, то установлено 2 вида ставок земельного налога.
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) при наличии кадастровой оценки установлены согласно приложению 2 к НК.
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, определены в соответствии со средней ставкой земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 3 к НК.
В 2010 г. организации, имеющие на территории Шкловского района сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, не исчисляли и не платили земельный налог
Если обратимся к приложению 3 к НК, то увидим, что в Могилевской области не установлена средняя ставка земельного налога для Шкловского района.
Таким образом, все организации, имеющие на территории этого района сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, по объективным причинам не имеют возможности исчислить и уплатить земельный налог в бюджет в 2010 г.
Поясним почему. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 1 ст. 44 НК). Как видим, в этом случае плательщикам известна налоговая база (площадь земельного участка), но не известна налоговая ставка. В таких условиях определить сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет, невозможно.
В данной ситуации не действует еще одна норма НК. Так, п. 4 ст. 196 НК декларирует, что на земельные участки, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10. Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок.
Но если при разработке НК забыли установить среднюю ставку земельного налога для Шкловского района, то невозможно применить и коэффициент 10 к ставке налога. То есть организации, несвоевременно возвращающие или самовольно захватывающие земельные участки, остаются безнаказанными.
Эта ошибка будет исправлена с 1 января 2011 г. С нового года приложение 3 к НК будет изложено в новой редакции: в Могилевской области появится средняя ставка земельного налога для Шкловского района в размере 44 792 руб. за 1 га.
Описанная нами проблема возникла только в 2010 г. в связи с принятием Особенной части НК. До 1 января 2010 г. действовал Закон РБ от 18.12.1991 № 1314-XII "О платежах за землю" (далее – Закон).
Земельный налог на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли), за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона, при наличии кадастровой оценки определялся по ставкам, предусмотренным в приложении 1 к нему. При отсутствии кадастровой оценки земельного участка земельный налог исчислялся по ставкам, предусмотренным в приложении 3 к Закону.
Справочно: в приложении 3 к Закону по Шкловскому району была установлена средняя ставка земельного налога в размере 20 737 руб. за 1 га.