Применение разъяснений МНС не освобождает организацию от ответственности
К сожалению, в Налоговый кодекс РБ (далее – НК) не включена норма, которая позволяла бы не привлекать плательщика, налогового агента и их должностных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения при выполнении ими письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения налогового законодательства, если такие разъяснения даны указанным лицам или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом государственного управления (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
Справочно: включение данной нормы было предусмотрено п. 129 мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", утвержденных постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 28.02.2011 № 251/6.
Иными словами, выполнение таких разъяснений, как и ранее, не исключает возможности наложения на плательщика (налогового агента) и его должностных лиц административных штрафов за налоговые правонарушения, если, к примеру, вышестоящий налоговый орган или орган Комитета госконтроля не согласится с разъяснением, данным нижестоящим налоговым органом. Но небольшой шаг в направлении субъектов хозяйствования все же сделан. Закон РБ от 30.12.2012 № 330-З (далее – Закон № 330-З) предусмотрел неначисление пеней (пеня не является мерой ответственности) на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом, в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных от МНС (п. 3-1 ст. 52 НК).
Важно! Избежать начисления пеней поможет только разъяснение, полученное непосредственно от МНС, а не от его инспекций (согласно абз. 4 ст. 4 НК министерство и его инспекции – это различные органы). В связи с этим нужно учитывать, что установленный порядок обращения в государственные органы за разъяснениями налогового законодательства не позволяет организации обратиться с запросом сразу в МНС. Первоначально запрос необходимо направить в местный налоговый орган по месту постановки организации на учет (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц"). И только после этого можно обратиться в вышестоящий налоговый орган (инспекцию МНС по области (г. Минску) или сразу в министерство) с жалобой на разъяснение, данное местным налоговым органом (подп. 1.3 п. 1 названного Указа).
Обязанности плательщиков по информированию налоговых органов
Те организации, постановка на учет которых осуществлялась при их государственной регистрации, освобождены от обязанности информировать налоговые органы по месту постановки на учет:
– о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации (ранее это следовало делать в срок не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия такого решения);
– изменении места нахождения организации (ранее такое информирование следовало осуществлять в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем изменения места нахождения).
Напомним, что постановку на учет в налоговом органе одновременно с государственной регистрацией (т.е. в автоматическом режиме) в настоящее время осуществляют в отношении большинства юридических лиц РБ.
Это правило не распространяется только на следующих субъектов:
– религиозные организации;
– организационные структуры республиканских государственно-общественных объединений, фондов, политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), наделенные правами юридического лица;
– государственные органы;
– хозяйственные группы;
– простые товарищества;
– доверительных управляющих;
– иностранные организации.
Постановку на учет таких субъектов производят по их заявлению (п. 2 ст. 65 НК).
Важно! В связи с отменой указанных обязанностей по информированию следует иметь в виду, что ответственность должностных лиц организаций по ст. 13.8 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений, которые необходимо представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, не может быть применена к должностным лицам организаций, постановка на учет в налоговых органах которых осуществлялась при их государственной регистрации, если соответствующий срок исполнения таких обязанностей был пропущен ими до 1 января 2012 г. Это обусловлено тем, что на основании ч. 2 ст. 1.5 КоАП любой акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. В данном случае мы имеем дело с устранением противоправности, поскольку Закон № 330-З отменил ранее установленные обязанности по информированию налоговых органов.
С 1 января 2012 г. совершенные ранее факты неисполнения таких обязанностей в установленные сроки не считаются административными правонарушениями. Если же административное взыскание за них уже было наложено до этой даты, но постановление о его наложении к этой дате не исполнено (штраф не уплачен), то постановление уже не подлежит дальнейшему исполнению.
Одновременно с 10 до 5 рабочих дней сокращен срок представления плательщиками в налоговый орган перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности.
Напомним, что указанные перечень и документы следует представлять в налоговый орган по месту постановки на учет. Срок их представления с учетом нормы части девятой ст. 3-1 НК надо исчислять со дня, следующего за днем возникновения у плательщика задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней.
Определен порядок сверки расчетов с налоговыми органами
В ст. 21 и 81 НК внесены нормы, предусматривающие право плательщиков и иных обязанных лиц (в частности, филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц РБ, имеющих отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исполняющих в связи с этим налоговые обязательства этих юридических лиц) получать выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней. Отметим, что налоговые органы и ранее выдавали такие выписки в виде акта сверки, но порядок их выдачи урегулирован не был. Теперь же в НК определено, что для получения указанной выписки нужно обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) с соответствующим заявлением.
НК не предусматривает утверждения определенной формы заявления, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме. Тем не менее оно должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 14 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З "Об основах административных процедур" и содержать:
– наименование налогового органа, в который подается заявление;
– сведения о плательщике: наименование и место нахождения, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, дату и номер решения о государственной регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР);
– наименование процедуры, за осуществлением которой обращается организация, – выдача выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;
– подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, заверенная печатью юридического лица, либо подпись иного представителя организации (электронная цифровая подпись таких лиц).
Выписка должна быть выдана плательщику (иному обязанному лицу) не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления.
Возможности дистанционного общения с налоговыми органами расширены
Закон № 330-З расширил сферу электронного взаимодействия налоговых органов и плательщиков. Так, в виде электронного документа могут направляться:
1) сообщения, направляемые плательщиками в налоговые органы, предусмотренные подп. 1.9 п. 1 ст. 22 НК.
Например, в электронном формате можно информировать налоговый орган о создании или ликвидации обособленного подразделения организации (это нужно сделать не позднее 10 рабочих дней со дня создания или ликвидации подразделения);
2) заявления о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, предусмотренные ст. 60 и 61 НК, а также подтверждения налогового органа о получении им указанных заявлений по установленному формату в виде электронного документа;
3) сообщения налогового органа:
– о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты (взыскания) и об излишне уплаченной (взысканной) сумме налога, сбора (пошлины), пени.
Такое сообщение должно быть направлено налоговым органом плательщику не позднее 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта (по излишне взысканным суммам – 10 рабочих дней);
– произведенном зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей, исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней.
Такое сообщение должно быть сделано не позднее 5 рабочих дней со дня проведения зачет;
4) уведомления, направляемые налоговым органом плательщику с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы, представленные плательщиком в соответствии с законодательством.
Такое уведомление направляется при выявлении в ходе камеральной проверки плательщика неполноты сведений, ошибок (в т.ч. арифметических) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе;
5) выписка из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;
6) уведомления о максимальной розничной цене сигарет с фильтром по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и соответствии этих цен одной из 3 ценовых групп, определенных в подп. 9.4 п. 9 приложения 1 к НК, а также о дате начала их применения. Необходимость представления такого уведомления плательщиками акцизов предусмотрена с 2012 г. в ст. 112-1 НК.
Важно! Форма уведомления (см. п. 6) определена в приложении 22-2 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (в ред. от 02.01.2012 № 1). Форматы иных соответствующих электронных документов, а также порядок их направления в налоговые органы будут установлены МНС. Но и при использовании привычного бумажного носителя плательщики должны будут соблюсти установленные этим министерством формы документов. Необходимо отметить, что на момент подготовки данного комментария такие формы не были утверждены.
Срок уплаты налогов при реорганизации организации перенесен на 22-е число следующего за реорганизацией месяца
Изменен срок, в который правопреемник (правопреемники) реорганизованной организации должен (должны) исполнить ее налоговые обязательства и уплатить неуплаченные ею пени. Ранее налоговые обязательства реорганизованной организации подлежали исполнению, а причитающиеся к уплате ею пени – уплате правопреемником (правопреемниками) этой организации не позднее 1 месяца со дня его (их) государственной регистрации или внесения в ЕГР записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией; при реорганизации в форме присоединения – со дня внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
С 2012 г. соответствующие суммы должны быть уплачены не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации правопреемника (правопреемников) или внесения указанных записей в ЕГР.
Напомним читателям, что исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией.
1. Реорганизация осуществлена в формах слияния, присоединения или преобразования – правопреемник один.
В этом случае все 100 % долгов реорганизованной организации (организаций) ложатся на него.
2. Реорганизация осуществлена в форме разделения – правопреемников несколько.
При наличии нескольких правопреемников долю участия каждого правопреемника в исполнении налогового обязательства, в уплате пеней реорганизованной организации определяют в соответствии с разделительным балансом. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемников реорганизованной организации либо исключает возможность исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты пеней каким-либо из правопреемников, вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства, уплате пеней реорганизованной организации.
Например, при долге реорганизованной организации, разделившейся на 2 организации, в 100 млн. руб. налоговый орган может взыскивать весь долг только с одной из организаций-правопреемников (по своему выбору), а может взыскивать с каждой из них по 50 млн. руб. Более того, возможно одновременное взыскание (например, путем выставления платежного требования к банковскому счету) с каждой из организаций по 100 млн. руб. (в случае фактического взыскания этой суммы с обеих – сумма, превышающая 100 млн. руб. (излишне взысканная), будет возращена одной из них).
3. Реорганизация осуществлена в форме выделения из состава организации одной организации (нескольких организаций).
Что же касается такой формы реорганизации, как выделение из состава организации одной или нескольких организаций, то по общему правилу правопреемства по исполнению налогового обязательства, уплате пеней у выделенных организаций не возникает. Это значит, что обязательства реорганизованной в такой форме организации должны быть исполнены ею самою.
Однако если в результате выделения реорганизованная организация (организации) не имеет возможности исполнить налоговое обязательство, уплатить пени (а такая ситуация может быть следствием того, что размер переданных выделившимся организациям (выделившейся организации) активов не пропорционален размеру перешедшей к ним (к ней) согласно передаточному акту задолженности), то в судебном порядке по иску налогового органа выделившаяся организация (выделившиеся организации) может быть обязана исполнить налоговое обязательство, уплатить пени. При этом в случае выделения нескольких организаций они будут отвечать солидарно.
Важно! Солидарность в приведенных выше случаях 2 и 3 выражается в том, что налоговый орган вправе взыскивать сумму долга как с одной из образованных в результате разделения или выделившихся организаций (по своему выбору), так и со всех таких организаций, причем как в части, так и в полной сумме долга.