ИНФОРМАЦИЯ О НАРУШЕНИЯХ, ВЫЯВЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСКОМИМУЩЕСТВА В 2009 Г., ПОСТУПИТ В НАЛОГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ УЖЕ В I КВАРТАЛЕ 2010 Г.
Вопросы по неучтенным объектам недвижимости так остро встали именно в 2009 г. потому, что многие крупные предприятия стали акционироваться и готовиться к приватизации. Но актуальность этой темы в дальнейшем не спадет: в 2010 г. также большие планы по акционированию и продаже крупных государственных предприятий российским и европейским инвесторам.
Налоговые инспекции наладили взаимодействие с органами Госкомимущества и попросили их представлять на постоянной основе информацию о выявленных нарушениях, фактах занижения стоимости имущества организаций по причине неправильного проведения переоценок, применения норм амортизации, а также непринятия имущества на бухгалтерский учет.
Пока в налоговые инспекции от органов Госкомимущества информация о нарушениях, выявленных при акционировании предприятий в 2009 г., еще не поступила, а значит, есть время самостоятельно исправить допущенные ошибки. Если это будет сделано вовремя, до начала налоговой проверки, то предприятиям и их должностным лицам удастся избежать уплаты значительных сумм экономических санкций (основание – ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях). Но надо спешить: ведь мораторий на проведение проверок уже закончился, Указ Президента РБ от 16.10.2009
№ 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" вступил в силу.
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности (п. 77 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180).
Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации либо иным путем, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости, определяемой в порядке, установленном ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", и отражаются по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 92 "Внереализационные доходы и расходы" (п. 27 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127).
К сведению читателей: стоимость излишков активов при принятии их на бухгалтерский учет определяется на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов. Соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на внереализационные доходы, в некоммерческой организации – на увеличение доходов (источников финансирования).
При установлении в ходе инвентаризации неучтенных объектов основных средств стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, подлежит обложению налогом на прибыль в составе внереализационных доходов в том периоде, в котором результаты инвентаризации подлежат отражению в бухгалтерском учете организации. Данная норма определена п. 2 ст. 2 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль".
Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации повлечет также увеличение сумм транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, и сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (целевых сборов), отчислений части прибыли республиканских и коммунальных унитарных предприятий.
Налог на прибыль и местные целевые сборы со стоимости установленных в ходе инвентаризации неучтенных объектов уплачиваются после отражения в текущем году результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Поэтому организации в данном случае не должны за прошлые годы представлять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль и местным целевым сборам. Соответственно этим организациям не будут начисляться пени и штрафы за несвоевременную уплату платежей в бюджет.
ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ СЛЕДУЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ПО МЕТОДИКЕ, УСТАНОВЛЕННОЙ ЗАКОНОМ "О НАЛОГЕ НА НЕДВИЖИМОСТЬ" В РЕДАКЦИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЙ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ПЕРИОДЕ
Налог на недвижимость в Республике Беларусь введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета РБ от 23.12.1991 № 1338-XII "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О налоге на недвижимость". С указанной даты и по 31 декабря 2009 г. он регулировался Законом РБ от 23.12.1991 № 1337-XII "О налоге на недвижимость" (далее – Закон), а с 1 января 2010 г. – Особенной частью Налогового кодекса РБ (далее – НК).
При установлении по результатам инвентаризации активов и обязательств неучтенных объектов основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении организации, а также фактов неверного определения в предыдущие годы стоимости объектов основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении организации, налог на недвижимость необходимо исчислять (доначислять) начиная с отчетного периода, в котором объекты должны были быть учтены в качестве объектов основных средств (фондов) либо в котором их правильная стоимость должна была быть отражена в бухгалтерском учете (с учетом имеющихся доказательств наличия объекта на соответствующую дату, его стоимости), но не ранее 1992 г.
При этом налог на недвижимость исчисляется по методике, установленной Законом (в редакции, действовавшей в соответствующем периоде) и нормативными правовыми актами МНС РБ, касающимися исчисления налога на недвижимость.
Аналогичного мнения придерживается и МНС РБ (письмо от 08.07.2009 № 5-1-46/44/3567 "Об исчислении налогов по результатам инвентаризации").
Таким образом, при заполнении уточненных налоговых деклараций следует учитывать, что налогом на недвижимость облагается:
– стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении организаций, объектов незавершенного строительства – с 1992 г. до 2009 г.;
– стоимость зданий и сооружений, в т.ч. не завершенных строительством, являющихся собственностью или находящихся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций, – с 2009 г.
Налог на недвижимость исчисляется:
– до 1 апреля 2008 г. – ежеквартально исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости, объектов незавершенного строительства и 1/4 утвержденной годовой ставки;
– с 1 апреля 2008 г. – исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости и объектов незавершенного строительства на начало года и установленной годовой ставки налога;
– с 1 января 2009 г. – исходя из наличия зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений, не завершенных строительством, на начало года и установленной годовой ставки налога.
При этом зданием признается строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный (по мере необходимости и подземный) замкнутый объем, предназначенная для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов.
Сооружением признается объемная, плоскостная или линейная наземная, надземная или подземная строительная система, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенная для выполнения различного вида производственных процессов, хранения имущества, временного пребывания людей, перемещения людей и (или) грузов.
К сооружениям также относятся передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам.
ПРАВИЛА ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
Итак, старые формы деклараций, действовавшие до 2009 г., уже отменены, а новая форма декларации образца 2009 г. составлена под обложение налогом на недвижимость только зданий и сооружений. В связи с этим плательщиков волнуют следующие вопросы:
1. По какой форме организации должны представлять уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость?
2. Сколько уточненных деклараций необходимо подать в налоговую инспекцию – 17 (т.е. с 1992 г. по 2008 г.) или отразить уточнения в текущей налоговой декларации за 2009 г. с приложением 17 разделов, как это делается при исправлении ошибок, обнаруженных при исчислении налога на прибыль?
Обратимся к нормативным документам.
Если в налоговой декларации (расчете) по налогам, исчисляемым без нарастающего итога с начала года, представленной за прошлый отчетный период текущего или прошлого налогового периода, обнаружены неполнота сведений или ошибки, включая неполноту сведений или ошибки по результатам проверок налоговых и иных контролирующих органов, приводящие к занижению (завышению) подлежавшей уплате суммы налога, то соответствующие сведения об изменениях и дополнениях, вносимых в налоговую декларацию (расчет), отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за каждый отчетный период, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки (подп. 2.2 п. 2 постановления МНС РБ от 22.12.2008 № 110
(далее – постановление № 110)).
К налогам, исчисляемым без нарастающего итога с начала года, в целях постановления № 110 относятся налог на недвижимость организаций, платежи за землю с юридических лиц, налог на приобретение автомобильных транспортных средств, налог на игорный бизнес.
Таким образом, один вопрос решен: для исправления ошибок прошлых лет, допущенных при исчислении налога на недвижимость, необходимо представить уточненные налоговые декларации отдельно за каждый год, в котором допущена ошибка, но не более 17 уточненных деклараций, т.е. с 1992 г.
Однако в постановлении № 110 нет ответа на второй вопрос: по какой форме надо представлять уточненные налоговые декларации?
Здесь мнения налоговых инспекций разделились:
1) декларации надо представлять по новой форме, утвержденной постановлением № 110, так как старые формы деклараций уже отменены. Но в этом случае с учетом радикального сокращения объекта обложения налогом на недвижимость с 1 января 2009 г. многие позиции в декларации придется дописывать вручную;
2) уточненная декларация представляется взамен поданной ранее. Раньше декларации подавались по старым формам, поэтому и уточненные декларации должны быть представлены по старым формам.
Каждое из этих мнений имеет право на существование. Единого подхода у налоговых инспекций нет. Поэтому можно представлять в налоговую инспекцию уточненные декларации как по старой, так и по новой форме. Главное – исправить ошибки до начала проверки и доплатить налог на недвижимость в бюджет. На наш взгляд, предпочтительным является представление уточненных налоговых деклараций за прошлые годы по новой форме образца 2009 г.
Если плательщик представил налоговую декларацию (расчет) с изменениями и дополнениями, в которой отражена подлежащая уплате или доплате сумма, и произвел уплату доначисленной суммы налогов до назначения проверки, то административная ответственность по ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях не применяется.
Начисление пеней в этом случае производится в общем порядке, установленном ст. 52 Общей части НК.
ПРАВИЛА ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК ПРОШЛЫХ ЛЕТ, ДОПУЩЕННЫХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И МЕСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ СБОРОВ
Доплата налога на недвижимость за прошлые годы приводит к необходимости уменьшения сумм начисленных налога на прибыль и местных целевых сборов. Каким образом исправляются ошибки прошлых лет по налогу на прибыль и местным целевым сборам?
Делается это несколько иначе, чем по налогу на недвижимость.
Налог на прибыль
Итак, в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, представленной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, обнаружены неполнота сведений или ошибки, в т.ч. неполнота сведений или ошибки по результатам проверок налоговых и иных контролирующих органов, приводящие к занижению (завышению) подлежавшей уплате суммы налога. В этом случае соответствующие сведения об изменениях и дополнениях, вносимых в налоговую декларацию (расчет), надо отразить в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода, в разделе "Сведения о занижении (завышении) подлежавшей уплате за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода суммы налога". Причем необходимо учитывать следующие особенности:
– раздел заполняется отдельно за каждый налоговый период, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки, включая обнаружение неполноты сведений или ошибок по результатам проверок налоговых и иных контролирующих органов;
– при обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете), представленной за прошлый налоговый период, заполняются ч. I и ч. II раздела (подп. 2.3 п. 2 постановления № 110).
Плательщики должны знать, что они вправе представить налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и дополнениями по налогу на прибыль до наступления срока представления налоговой декларации (расчета) за очередной отчетный период. Это позволяет избежать применения экономических санкций.
Местные целевые сборы
Налоговые декларации (расчеты) по местным налогам и сборам должны быть заполнены с учетом некоторых особенностей.
При обнаружении в налоговой декларации (расчете) по местным налогам, сборам, исчисляемым нарастающим итогом с начала года, представленной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок, включая обнаружение неполноты сведений или ошибок по результатам проверок налоговых и иных контролирующих органов, приводящих к занижению (завышению) подлежавшей уплате суммы налога, сбора, соответствующие сведения об изменениях и дополнениях, вносимых в налоговую декларацию (расчет), отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода, в разд. II. При этом необходимо учитывать следующее:
– раздел заполняется отдельно за каждый налоговый период, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки, включая обнаружение неполноты сведений или ошибок по результатам проверок налоговых и иных контролирующих органов;
– при обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете), представленной за прошлый налоговый период, заполняются ч. I и ч. II раздела (подп. 2.3 п. 2 постановления МНС РБ от 17.02.2009 № 13 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам").
Вниманию читателей: если доплата налога в бюджет не имеет срока давности, то возврат или зачет излишне уплаченной суммы налога ограничивается 3 годами.
При пересчете в сторону уменьшения сумм налога на прибыль и местных целевых сборов, начисленных в прошлые годы, важно знать, что на основании ст. 60 Общей части НК излишне уплаченные суммы налогов и сборов подлежат зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату в случаях и порядке, предусмотренных этой статьей и иными законодательными актами.
Излишне уплаченные суммы налогов и сборов по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица) могут быть направлены в счет предстоящих платежей по этому налогу, на исполнение налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), на уплату пеней, если иное не установлено законодательными актами.
Заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЛАТЕЛЬЩИКАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Попробуем реализовать на практике те нормы, выполнения которых требуют от плательщиков налоговые инспекции.
Ситуация: неправильно определена стоимость объекта недвижимости
В ходе проведения в 2008 г. инвентаризации были обнаружены факты неверного определения в предыдущие годы стоимости объектов основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении организации. В результате этих нарушений налоговая база по налогу на недвижимость увеличивается с 1992 г., в т.ч. на 1 января 2008 г. остаточная стоимость основных средств, облагаемых налогом на недвижимость, подлежит увеличению на 1 млрд. руб.
Для исправления допущенных ошибок организация должна представить уточненные налоговые декларации по налогу на недвижимость с 1992 г. по 2008 г.
Приведем пример заполнения не всех 17 уточненных деклараций по налогу на недвижимость за 1992–2008 гг., а только за 2008 г. Уточненные налоговые декларации по налогу на недвижимость за другие годы (1992–2007 гг.) заполняются аналогично.
Заполним уточненную налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2008 г. по новой форме образца 2009 г.
Допустим, что по налоговой декларации, представленной плательщиком в 2008 г., на 1 января 2008 г. первоначальная стоимость основных средств составляла 100 млрд. руб. с износом 40 %. Льготируемые основные средства отсутствуют. Средний процент износа основных средств в организации составляет 6 % в год, или 0,5 % в месяц. Движения основных средств (поступление, выбытие и т.п.) в течение 2008 г. не было.
В данном случае остаточная стоимость основных средств на 1 января 2008 г. составит 61 млрд. руб., на 1 апреля 2008 г. – 60,085 млрд. руб., на 1 июля 2008 г. – 59,17 млрд. руб., на 1 октября 2008 г. – 58,255 млрд. руб.
Организация и все ее основные средства расположены в I экономико-планировочной зоне г. Минска.
В 2008 г. подп. 13.1 п. 13 решения Мингорсовета от 28.12.2007 № 102 "О бюджете города Минска на 2008 год" для юридических лиц (за исключением указанных в подп. 13.2 и 13.3 п. 13 этого решения) были установлены коэффициенты к ставке налога на недвижимость в зависимости от экономико-планировочных зон, в частности для I зоны – коэффициент 2,0. Организации при исчислении налога на недвижимость по объектам налогообложения, за исключением зданий и сооружений, применяли коэффициенты, указанные в подп. 13.1, 13.2 и 13.3 названного решения, в зависимости от экономико-планировочных зон по месту постановки на учет, а по зданиям и сооружениям, расположенным в г. Минске, – по месту расположения данного имущества.
Уточненная налоговая декларация по налогу на недвижимость за 2008 г. должна быть представлена организацией в налоговую инспекцию в следующем виде: