Поскольку в Беларуси действует множество указов, в той или иной степени касающихся налогов, их всех приходится приводить в соответствие с НК-2019. Рассмотрим указанные изменения в данном материале.
Командировки и подоходный налог
До сих пор особенности освобождения от подоходного налога выплат, связанных со служебными командировками, регламентировались НК-2019. Но в связи с принятием постановления № 176 [4] возникли затруднения, которые разрешаются в подп. 1.1 п. 1 Указа № 411. Здесь приводится перечень освобождаемых от подоходного налога выплат, связанных с командировками как по Беларуси, так и за ее пределы, более расширенный по сравнению с частью третьей п. 4 ст. 208 и частью третьей п. 4 ст. 216 НК-2019. К ним относятся:
• суточные в размерах, установленных законодательством;
• фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога в размерах, установленных законодательством;
• фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;
• расходы по найму жилого помещения в размерах, установленных законодательством. В случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение таких расходов на основании подтверждающих документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов;
• общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством;
• иные расходы на служебные командировки, в т.ч. расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.
В таком же порядке освобождаются от подоходного налога перечисленные выплаты, производимые:
• сотрудникам, направленным с места основной работы (службы, учебы) за границу на обучение;
• членам органа управления организации в связи с исполнением ими соответствующих функций;
• физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), в т.ч. при выполнении ими работ (оказании услуг) по гражданско-правовым договорам, если такие выплаты предусмотрены указанными договорами.
Таким образом, от подоходного налога освобождаются практически любые выплаты командированным работникам, включая поездки на такси за рубежом, и оплата командировок внештатным сотрудникам.
Также в подп. 1.2 п. 1 Указа № 411 уточняется, что не признаются объектом обложения подоходным налогом при направлении физического лица организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для него местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации) доходы, полученные им в виде оплаты (возмещения) расходов принимающей стороной, в т.ч. суточных, питания, проживания, проезда.
Важно! Данные нормы вступают в силу после официального опубликования Указа № 411 (т.е. с 11 ноября), но распространяются на отношения, возникшие с 23 марта 2019 г.
Дивиденды унитарного предприятия
В подп. 1.3 п. 1 Указа № 411 закреплено, что для целей обложения подоходным налогом к дивидендам приравниваются любые доходы, начисленные унитарным предприятием собственнику его имущества – физическому лицу в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
Напомним, дивидендами признается доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (подп. 2.4 п. 2 ст. 13 НК-2019).
В ст. 35 НК-2018 в определении дивидендов речь шла об «организациях» и «унитарных предприятиях».
Теперь во избежание недоразумений Указ № 411 уточняет, что подход не изменился. При этом такое определение дивидендов распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Отпуска
Указом № 411 устраняется неясность, возникшая в связи с включением в состав «прочих» нормируемых затрат, учитываемых при обложении налогом на прибыль, сумм оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством (абз. 7 подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК-2019).
Напомним, что законодательством установлена обязанность предоставления дополнительных отпусков только за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (ст. 157 ТК), а также за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК), расходы по которым и включались в прочие нормируемые затраты при исчислении налога на прибыль. Предоставление же дополнительных отпусков за продолжительный стаж работы (ст. 159 ТК), поощрительных отпусков (ст. 160 ТК), а также иных дополнительных поощрительных отпусков является правом, а не обязанностью нанимателя. Получается, что при налогообложении прибыли такие отпуска не учитывались (абз. 2 подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК-2019). Отпуска же по Декрету № 29 с 1 января 2019 г. включались в прочие нормируемые затраты при исчислении налога на прибыль (подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК).
Однако МНС в письмах от 09.04.2019 № 2-2-10/00861, от 10.04.2019 № 2-2-10/Ас-00612 предупреждало, что расходы на оплату отпусков, предусмотренных Декретом № 29, будут учитываться при налогообложении прибыли в составе затрат без ограничений.
Действительно, в соответствии с Указом № 411 прежний порядок для расходов на оплату дополнительных поощрительных отпусков, предусмотренных Декретом № 29, возвращается, и они учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат (без ограничений), причем с 1 января 2019 г. (подп. 1.4 п. 1 Указа № 411).
Что меняется для налоговых консультантов
Долгожданные изменения в Указ № 338 [7] узаконят, наконец, право юрлиц и ИП оказывать услуги по ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций, представлению интересов в налоговых и иных государственных органах, без наличия в штате налогового консультанта, получения квалификационного аттестата налогового консультанта и соблюдения иных требований Указа № 338.
Эти изменения вступают в силу после официального опубликования Указа № 411, но распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Таким образом, юрлица и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, в т.ч. по расчету налогов, могут заниматься своей деятельностью без квалификационного аттестата налогового консультанта.
Сфера налогового консультирования дополнена независимой оценкой соблюдения налогового законодательства консультируемыми лицами.
Подписывать документы, подтверждающие оказание услуг по налоговому консультированию коммерческой организацией, разрешается не только ее руководителю, но и иным уполномоченным лицам. Это пригодится компаниям, имеющим территориально разветвленную сеть.
Несколько меняется порядок приостановления квалификационного аттестата налогового консультанта: его срок можно продлить на время декретного отпуска.
К экзамену на получение аттестата налогового консультанта будут допускать физических лиц, имеющих высшее экономическое и (или) юридическое образование, при наличии стажа работы по экономическим и (или) юридическим специальностям вне зависимости от времени получения этого стажа – до получения высшего образования либо после. Так что получить допуск к экзаменам смогут и те, кто обзавелся дипломами только в 2017–2018 гг., т.е. после появления Указа № 338.
Уточняется перечень оснований для утраты членства в Палате налоговых консультантов, помимо прекращения действия, аннулирования квалификационного аттестата. Согласно Указу № 411 это может быть и неуплата годовой суммы членских взносов за текущий календарный год в полном объеме до его истечения (за исключением приостановления действия квалификационного аттестата и (или) при наличии иных уважительных причин), а также вступительного взноса в течение 6 месяцев с момента приобретения членства в Палате налоговых консультантов.
Данные нормы вступят в силу через 3 месяца после опубликования Указа № 411, т.е. с 7 февраля 2020 г.
Налог на доходы нерезидентов по облигациям
Условие прохождения облигациями процедуры листинга и (или) допуска к обращению на бирже не учитывается для целей применения нулевой ставки налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, к доходам:
• от долговых обязательств по облигациям белорусских организаций, эмитированным с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. и с 1 июля 2015 г. по дату вступления в силу Указа № 411;
• отчуждения и (или) погашения названных облигаций.
Данные нормы применяются к отношениям с 1 января 2019 г.
Напомним, что в соответствии со ст. 181 НК-2019 прибыль (доход) от операций с облигациями, эмитируемыми с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. и с 1 июля 2015 г. юридическими лицами – резидентами Республики Беларусь, освобождается от налога на прибыль указанных прибылей (доходов) без соблюдения дополнительных условий.
В то же время согласно Указу № 286 [8] право на нулевую ставку налога на доходы с процентов по кредитам, займам, предоставленным белорусским организациям за счет денежных средств, полученных иностранными организациями от размещения облигаций, эмитируемых (выдаваемых) ими в целях направления таких средств этим белорусским организациям в виде кредитов, займов, при условии, что эти облигации прошли листинг на бирже. В НК-2019 нет требований о листинге облигаций и (или) допуске к обращению на бирже облигаций белорусских организаций, эмитированных как в Беларуси, так и размещенных за рубежом (в соответствии с применимым правом страны размещения). Эти нормы были в НК-2018, и в Указе № 286, и Указе № 85 [9], которые теперь признаются утратившими силу.
Теперь требование ст. 192 НК-2019 о прохождении облигациями белорусских организаций, размещенными в Беларуси, процедуры листинга и (или) допуска к обращению на бирже, включенной в перечень № 59/20 [10], отменяется.
Во-первых, выполнить его было почти нереально, а во-вторых, исчезнет неравенство условий налогообложения прибыли (доходов) по облигациям белорусских организаций, размещенным в республике, у инвесторов – резидентов и нерезидентов.
Напомним, что в перечень № 59/20 включены 66 зарубежных бирж, расположенных за пределами территории Республики Беларусь.
Наличие такого требования значительно изменяет условия обращения облигаций, эмитированных до 1 января 2019 г., размещаемых и обращающихся на неорганизованном рынке.
Единый налог на вмененный доход: пеня вместо коэффициента
Установлен общий порядок определения налогового обязательства (исходя из однократной налоговой базы) на единый налог на вмененный доход при выявлении налоговым органом факта его неуплаты в налоговых периодах до 1 января 2019 г.
Согласно п. 4 ст. 325-2 НК-2018 при выявлении факта оказания организацией, обязанной применять единый налог на вмененный доход, услуг по обслуживанию и ремонту без представления налоговой декларации (расчета) по единому налогу, налоговая база должна была умножаться на коэффициент 10 за месяцы, за которые такая декларация не была представлена, а также за все последующие месяцы календарного года, к которому относится такой факт.
Теперь при выявлении после 31 декабря 2018 г. подобного факта, относящегося к налоговым периодам, истекшим до 1 января 2019 г., повышающий коэффициент не применяется, поскольку в НК-2019 подобной нормы нет. Не будет применяться 10-кратный коэффициент к налоговым периодам, истекшим до 1 января 2019 г., если факт нарушения выявляется после 31 декабря 2018 г. При этом вместо увеличения налога будет взиматься только пеня.
Документы для ИП
С 1 января 2019 г. плательщики независимо от организационно-правовой формы обязаны обеспечивать наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей (подп. 1.15 п. 1 ст. 22 НК-2019).
Поэтому в целях установления единых подходов исключается подп. 1.1 п. 1 Указа № 222 [11]. Следовательно, ИП по-прежнему придется заботиться о наличии документов от поставщиков, подтверждающих приобретение товаров в странах ЕАЭС.
Госпошлина для контролеров
От государственной пошлины освобождаются контролирующие (надзорные) органы при обращении в суд с заявлением об установлении приостановления (запрета) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования. Соответствующие поправки внесены в Указ № 376 [12].
Напомним, по всем прочим судебным делам эти органы полностью освобождены от госпошлины согласно п. 12 ст. 285 НК-2019.
Льготы фонду
Список организаций, по которым оказание спонсорской помощи дает право льготировать до 10 % налогооблагаемой прибыли, пополнится местным благотворительным фондом «Прикосновение к жизни». Почему-то его пропустили в ст. 181 НК-2019. Этот фонд более 11 лет помогает детям с онкогематологическими и иными заболеваниями.
Отменили ведение базы организаций по группам риска
Указом № 411 отменяется ведение единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов (АИС КНО). Эта база была создана в соответствии с абз. 2 подп. 25.2 п. 25 Указа № 510 [13] на принципах отнесения субъектов к группам риска, установленным Указом № 510. Она предназначалась для ранжирования проверяемых субъектов в группы по уровням риска для формирования планов проверок.
Со вступлением в силу Указа № 376 выборочные проверки назначаются контролирующим (надзорным) органом с учетом иных критериев оценки степени риска, устанавливаемых контролирующими (надзорными) органами по результатам анализа имеющейся информации. Эти критерии определяются на основании методики формирования системы оценки риска, утвержденной постановлением № 43 [14]. По итогам таких оценок формируются перечни субъектов для отбора в план выборочных проверок посредством интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности (ИАС КНД). Таким образом, в АИС КНО больше нет надобности. При этом в соответствии с изменениями в Указ № 332 [15] в автоматизированном режиме будет передаваться информация о применении мер административной ответственности из единого государственного банка данных о правонарушениях в базу данных ИАС КНД.
НК-2019 vs указы
Поправки в ряд указов обусловлены тем, что их нормы имплементированы в НК-2019 (см. таблицу).
Кроме того, изменения в Указ № 374 [24] обусловлены тем, что освобождение ассоциации общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов», творческих союзов Республики Беларусь и их фондов от НДС с 1 января 2019 г. закреплено в подп. 1.11 п. 1 ст. 118 НК-2019. К тому же одна из льготируемых структур – Белорусский республиканский литературный фонд – ликвидирована 2 года назад.
Сведения о размерах земельных участков членов садоводческих товариществ и о лицах, имеющих льготы по уплате земельного налога, будут представляться ежегодно не позднее 1 марта текущего налогового периода в налоговый орган по месту постановки на учет (изменения в Указ № 50 [25]).