В каких случаях можно инициировать вопрос об изменении сроков строительства объекта?
С учетом объективных причин.
Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями процедур закупок. Только в исключительных случаях возможно изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства) (п. 17 Правил № 1450). В каждом конкретном случае при рассмотрении вопроса об изменении сроков строительства устанавливают объективные причины, повлекшие необходимость продления сроков строительства |*| объектов.
Каков порядок рассмотрения вопроса об изменении (продлении) сроков строительства объекта?
Согласование с уполномоченными органами.
Процедура изменения (продления) сроков строительства зависит от вида и источников финансирования объектов строительства.
Конкретные органы, с которыми необходимо согласовать продление сроков строительства объектов, определены в новой редакции п. 17 Правил № 1450:
– Минстройархитектуры и Минэкономики Республики Беларусь – рассмотрение вопросов об изменении сроков строительства по объектам, строительство которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета;
– городские (г. Минска, городов областного подчинения), районные исполкомы – в отношении объектов жилищного строительства при первичном обращении об изменении (продлении), а также иных объектов строительства, финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета;
– областные, Минский городской исполкомы – в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства).
До окончания срока строительства объекта, указанного в договоре, заказчик в установленные сроки должен обратиться в соответствующий орган с заявлением, содержащим предложение о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию, и приложить к нему соответствующие документы.
Изменились ли сроки для рассмотрения обращения по вопросу изменения (продления) сроков строительства?
Да, изменились.
Заказчик не позднее чем за 3 месяца (для объектов, сроки строительства которых менее 6 месяцев, – не позднее чем за месяц, а при повторном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства – не позднее чем за 1,5 месяца) до окончания указанного в договоре срока строительства объекта должен обратиться в соответствующий орган с обращением об изменении (продлении) сроков строительства и предложением о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию |*|*|.
Новым условием в части пересмотра сроков строительства, принятым постановлением № 26, является установление 1,5-месячного срока по объектам жилищного строительства при повторном изменении (продлении) этих сроков.
Изменился ли перечень документов для рассмотрения вопроса об изменении (продлении) сроков строительства объекта?
Да, изменился.
Заказчик должен обратиться в соответствующий орган с заявлением, в котором необходимо указать новый срок ввода объекта в эксплуатацию и приложить к нему документы и сведения об объекте, содержащие информацию:
– о заказчике, генеральном подрядчике;
– источниках финансирования;
– сметной стоимости строительства;
– проектной мощности объекта;
– сроках строительства;
– объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на момент обращения за изменением (продлением) сроков строительства;
– причинах переноса срока ввода объекта в эксплуатацию.
Несколько расширен перечень документов для рассмотрения вопроса об изменении (продлении) сроков строительства по объектам жилищного строительства.
Новацией в подготовке необходимых документов по объектам жилищного строительства являются:
– представление перечня мер, принимаемых для активизации работы по завершению строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства);
– обоснование заказчика о необходимости изменения (продления) сроков строительства – при повторном изменении (продлении) сроков строительства.
Срок для рассмотрения вопроса о согласовании или отказе в согласовании изменения (продления) сроков строительства не изменился и составляет 20 дней.
Какие дополнительные меры по предотвращению нарушения сроков строительства объектов предусмотрены в постановлении № 26?
Истребование аттестата соответствия и применение мер ответственности.
Вступление в силу постановления № 26 нацелено на введение дополнительных мер, направленных на недопущение нарушений сроков строительства объектов. Среди этих мер необходимо выделить следующие. Облисполкомы и Минский горисполком одновременно с принятием решения об изменении (продлении) сроков строительства при наличии предусмотренных законодательством оснований должны:
– направить в Минстройархитектуры Республики Беларусь предложение по вопросу истребования от обладателя аттестата соответствия информации для подтверждения его квалификационным требованиям;
– принять меры по вопросу замены заказчика;
– применить меры ответственности в установленном законодательством порядке либо направить информацию о выявленных нарушениях в соответствующие компетентные государственные органы для принятия соответствующих мер.
Какие новые подходы будут использоваться при проведении аттестации субъектов хозяйствования для выполнения работ при строительстве в 2020 г.?
Учет опыта работы и порядка совмещения работ специалистов.
С 11 апреля 2020 г. изменены квалификационные требования в отношении генеральных проектировщиков, разработчиков проектной документации для получения аттестатов соответствия |*|, а также для осуществления функций генерального подрядчика и для выполнения видов работ при строительстве на объектах первого – третьего классов сложности. Данные изменения обусловлены вступлением в силу постановления Минстройархитектуры Республики Беларусь от 26.02.2020 № 6 «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (далее – постановление № 6).
* Квалификационные требования для аттестата соответствия в строительстве
Для получения аттестатов соответствия по категориям новые квалификационные требования предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, и будут касаться подтверждения опыта выполнения работ, а также порядка совмещения работ специалистов по следующим направлениям деятельности:
– инженерные изыскания для объектов строительства первого – четвертого классов сложности;
– выполнение функций генерального проектировщика;
– разработка разделов проектной документации для объектов строительства первого – четвертого классов сложности;
– оказание инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства объектов первого – четвертого классов сложности;
– градостроительная деятельность;
– выполнение функций генерального подрядчика объектов первого – четвертого классов сложности со стоимостью строительства свыше 5 000 базовых величин по строительству зданий и сооружений;
– строительство объектов первого – четвертого классов сложности;
– обследование зданий и сооружений (строительных конструкций зданий и сооружений; автомобильных дорог, мостовых сооружений).
Важно! Отдельные нормы постановления № 6 вступают в силу с 28 июня 2020 г.
Какие новые требования будут предъявляться к генеральным подрядчикам для выполнения работ при строительстве?
Квалификация специалистов и рабочих.
Новые требования к генеральным подрядчикам |*|, а также для получения аттестата соответствия для выполнения работ при строительстве затрагивают выдачу аттестатов соответствия для объектов первого – третьего классов сложности. Эти требования касаются подтверждения опыта выполнения работ на объектах строительства получающим аттестат соответствия впервые и повторно, а также порядка совмещения работ специалистов.
* Особенности учета строительных работ у генподрядчика при привлечении субподрядчика
Например, для получения аттестата соответствия 1-й категории для выполнения работ в строительной деятельности необходимо, чтобы не менее половины специалистов и руководителей имели стаж работы в области строительства не менее 3 лет, работали по основному месту работы, при этом не менее 15 % рабочих имели квалификацию не ниже 5-го разряда от общего числа рабочих строительных профессий, соответствующих заявленным видам деятельности (их составляющим).
Получить аттестат соответствия 2-й категории для выполнения работ в строительной деятельности возможно при условии, что не менее половины специалистов и руководителей, имеющих стаж работы в области строительства не менее 3 лет, работающих по основному месту работы, и не менее 12 % рабочих имеют квалификацию не ниже 5-го разряда от общего числа рабочих строительных профессий, соответствующих заявленным видам деятельности (их составляющим) в области строительства. Приведенные требования установлены подп. 1.5 п. 1 постановления № 6.