В 2013 г. плательщики впервые могут применить нормы ст. 1411 Налогового кодекса РБ (далее – НК) – перенос убытков на будущее, отразив убытки в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль за 2012 г.
Л. Цыбина обратила внимание на то, что:
– переносить убытки на будущее вправе организации, имеющие убыток в целом по своей деятельности;
– белорусская организация, имеющая в целом прибыль, не вправе переносить полученный убыток по отдельным группам операций.
В ситуации, когда убыток в целом по организации меньше, чем убыток по отдельным группам операций, плательщик вправе перенести убыток только в пределах общего убытка в целом по предприятию. Эта норма прямо не закреплена в НК, но будет предусмотрена в Указе Президента РБ "О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности", проект которого подготовлен.
"Плательщики задают вопросы: можно ли отсрочить перенос убытков? переносить убыток частями? – рассказала Л. Цыбина. – Поэтому министерством подготовлено разъяснение в адрес налоговых инспекций. В разъяснении говорится, что такой перенос можно осуществлять, соблюдая при этом строгую очередность: вначале переносится убыток 2011 года, потом 2012. И так же по группам операций. То есть можно переносить частями, можно по удельному весу под убыток, полученный в целом по предприятию". "При этом в декларации все должно быть рассчитано по тем формулам, которые в ней заложены", – подчеркнула специалист.
На стыке бухгалтерского и налогового учета
Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26, предусматривает отнесение процентов по кредитам и займам на стоимость основных средств. В то же время проценты по просроченным кредитам и займам не учитываются при налогообложении (ст. 131 НК). В связи с этим не надо ли организации при расчете амортизационной премии уменьшить в налоговом учете стоимость основных средств на сумму процентов по просроченному кредиту?
Отвечая на этот вопрос, Лидия Цыбина подчеркнула, что НК не предусматривает изменения стоимости основного средства для целей налогового учета. Соответственно амортизационная премия рассчитывается исходя из стоимости объекта, определенной в бухгалтерском учете, и в дальнейшем изменению не подлежит.
Был задан еще один вопрос, возникший на стыке бухгалтерского и налогового учетов: учитываются ли при налогообложении страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные на сумму премии, выплаченной сотрудникам организации за счет средств, остающихся после налогообложения прибыли?
Л. Цыбина напомнила, что в соответствии с инструкциями Минфина взносы в ФСЗН и Белгосстрах относятся за счет источников, из которых произведены выплаты работникам. В то же время в налоговом законодательстве страховые взносы не включены в перечень затрат, неучитываемых при налогообложении."Поскольку такого рода затраты не поименованы в ст. 131 НК, их следует учитывать при налогообложении", – сказала Л. Цыбина.
Расходы по обязательному страхованию
Такие расходы следует одномоментно относить на затраты, учитываемые при исчислении прибыли, либо частями в период действия договора страхования?
"Налоговое законодательство не запрещает относить на затраты расходы по обязательному страхованию в момент их несения, – подчеркнула Л. Цыбина, – но если учетной политикой предприятия предусмотрено иное, можно растянуть это на весь срок действия договора страхования".
Электронные счета-фактуры по НДС
МНС совместно с заинтересованными органами прорабатывает вопрос о целесообразности внедрения на территории Беларуси более совершенной системы администрирования НДС с использованием электронных счетов-фактур по НДС. Эта система позволит сопоставлять данные продавцов и покупателей, сверять обороты по реализации и суммы НДС, отраженные плательщиком в налоговой декларации.
По мнению Игоря Скринникова, введение электронных счетов-фактур и соответствующей системы камерального контроля позволит искоренить мошеннические схемы и обеспечить более полное поступление сумм НДС в бюджет.
Специалист заверил, что в случае внедрения данного механизма будет предусмотрен переходный этап, в течение которого плательщики смогут опробовать электронный документооборот, понять, как будет работать система сопоставления данных. "По итогам такой апробации будем вносить коррективы, дорабатывать и уже только после этого вводить электронные счета-фактуры в обязательном порядке", – сказал И. Скринников, добавив, что апробация системы может начаться не раньше 2014–2015 гг.
Договорный курс валют и НДС
И. Скринников напомнил о том, что налоговая база по НДС по импорту товаров в страны Таможенного союза определяется как цена сделки, предусмотренная договором (в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе). "Если договором определено, что обязательства выражены в долларах США с оплатой в белорусских рублях по курсу 20 тысяч белорусских рублей, конечно же, мы посчитаем налоговую базу исходя из этого договорного курса", – подчеркнул представитель МНС. – В этой ситуации мы будем определять налоговую базу, исходя из максимального курса, определенного договором, что будет соответствовать положениям Протокола".
При этом он предположил, что при таких условиях договора могут иметь место факты мошенничества – проработка схем в целях занижения, утаивания либо вывода денежных средств за пределы Беларуси.
Еще раз об НДС при реализации трудовых книжек
С 2013 г. налоговая база в целях исчисления НДС при реализации трудовых книжек определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой их приобретения. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом НДС (п. 3 ст. 98 НК). Как пояснил И. Скринников, введение этой нормы обусловлено тем, что на протяжении ряда лет в МНС поступали вопросы плательщиков по исчислению НДС при реализации трудовых книжек. С учетом того что трудовые книжки передаются работникам по цене приобретения, отсутствует налоговая база и соответственно необходимость в исчислении НДС.