В Минстройархитектуры и Минэкономики по вопросам переноса сроков ввода в эксплуатацию объектов поступают письма организаций и местных исполнительных и распорядительныхорганов, многие из которых оформлены ненадлежащим образом, что существенно затрудняет их рассмотрение. В целях своевременного и качественного рассмотрения данных писем в установленном порядке Минстройархитектуры направляет разъяснения о правильности их оформления.
В соответствии с пунктом 3 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила), договор подряда является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения участников строительства.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что сроки строительства объекта, устанавливаемые в договоре подряда, не должны превышать сроков, определенных в утвержденной в установленном порядке проектной документации и условиями подрядных торгов. В отдельных случаях при соответствующих обоснованиях новые сроки ввода в действие объектов могут устанавливаться по согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь.
Согласно пункту 5 Перечня административных процедур, осуществляемых Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.2009 № 570 (в ред. постановления Совмина от 04.02.2011 № 137), выдача разрешений на изменение сроков строительства объектов осуществляется Минстройархитектуры совместно с Минэкономики при наличии заявления заинтересованного лица с указанием сведений об объекте строительства:
заказчике строящегося объекта;
генеральном подрядчике;
сметной стоимости строительства;
источниках финансирования;
нормативных сроках строительства объекта;
проектной мощности объекта;
фактическом освоении финансовых средств на дату переноса срока ввода объекта в эксплуатацию;
причинах переноса срока ввода;
предложений о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию;
для жилищно-строительных кооперативов – согласования председателя или общего собрания кооператива.
К заявлению необходимо также приложить отношение местного исполнительного и распорядительного органа, выдавшего разрешение на строительство объекта.
Продолжительность строительства может превышать сроки строительства, указанные в проекте организации строительства, что может быть вызвано следующими причинами:
технологические перерывы;
отсутствие финансирования;
необеспечение поставки оборудования;
форс-мажорные обстоятельства и др.
Согласно пункту 10 Правил заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 396 (далее – Указ № 396), срок ввода многоквартирного жилого дома и иного объекта недвижимости в эксплуатацию определяется в договоре с учетом нормативных сроков строительства, предусмотренных проектной документацией, и не может превышать трех лет со дня заключения договора с дольщиком.
Установленный договором срок ввода многоквартирного жилого дома и иного объекта недвижимости в эксплуатацию может продлеваться в случае, если своевременному исполнению обязательств по договору препятствовало подтвержденное решением суда или иных уполномоченных государственных органов чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила), включая стихийное бедствие, акт терроризма, вооруженный конфликт, другие не зависящие от сторон обстоятельства. Течение срока исполнения обязательств приостанавливается на период этих обстоятельств и со дня прекращения таких обстоятельств продолжается.
Иных оснований для продления установленного договором срока ввода многоквартирного жилого дома и иного объекта недвижимости в эксплуатацию в рамках Указа № 396 не предусмотрено.
Кроме того, напоминаем, что Минстройархитектуры и Минэкономики не рассматриваются вопросы переноса срока ввода в эксплуатацию объектов после их истечения, а также в случае непредставления или частичного представления вышеназванной информации.
При получении согласования Минстройархитектуры и Минэкономики на перенос срока ввода в эксплуатацию объекта выплаты стимулирующего характера (за производственные результаты) возможны с учетом обстоятельств, их вызвавших, условий заключенного договора подряда.
Во всех других случаях стороны должны руководствоваться пунктами 58–63 раздела "Ответственность заказчика и подрядчика при исполнении договора подряда" Правил и статьями 672 и 673 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Вносится в порядке информирования и доведения до сведения заинтересованных.
Заместитель Министра архитектуры и строительства
Республики Беларусь В.М. Малец
Заместитель Министра экономики
Республики Беларусь А.В. Филонов