3 декабря в Минэкономики состоялся круглый стол "Конкретизация объектов обложения взносами в Фонд социальной защиты населения". В обсуждении этой темы приняли участие представители Минэкономики, МНС, юридических, аудиторских и производственных компаний, банковской сферы, Федерации профсоюзов Беларуси, бизнес-союзов.
Мероприятие было организовано Минэкономики и редакцией журнала "Юрист" в рамках проекта по оценке последствий принятия нормативных актов. Как отметил начальник юридического управления Минэкономики Владимир Хлабордов, такая оценка регулирующего воздействия давно проводится в России, а сейчас становится частью деятельности ЕЭК и Евразийского экономического союза.
Необходимость проведения круглого стола по теме взносов в Фонд обусловлена тем, что формулировки ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь" (далее – Закон) нечетко определяют объект обложения указанными взносами. Организации вынуждены руководствоваться зачастую противоречивыми разъяснениями специалистов Фонда.
Перед участниками круглого стола была поставлена задача попытаться выработать максимально прозрачную юридически четкую модель правового регулирования объекта обложения взносами, которая могла бы послужить основой для изменений в Закон.
Экспертам были предложены для обсуждения 2 возможные модели правового регулирования объекта для начисления обязательных страховых взносов.
Первая модель предполагает создание максимально полного закрытого перечня всех видов выплат, являющихся объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд. Вторая модель предусматривает более точное описание действующего сегодня перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, с закреплением в Законе того, что не является объектом для начисления взносов.
Мнения экспертов разделились. Достоинства первой модели видели в ее практичности, особенно для бухгалтеров. В то же время высказывались сомнения в том, возможно ли составить исчерпывающий закрытый перечень выплат, являющийся объектом для начисления взносов. Кроме того, введение первой модели, по мнению отдельных экспертов, неизбежно приведет к возникновению экономических проблем. Поэтому такая модель может быть реализована при условии, что Фонд будет иметь гарантии получения необходимого минимума средств.
С помощью второй модели, по мнению экспертов, можно снять несколько уже имеющихся проблем, но не решить вопрос по существу. В ходе дискуссии прозвучало много интересных предложений.
С учетом того что законотворчество – процесс длительный, а проблемы огромного числа организаций требуют оперативного решения, было принято решение на первом этапе инициировать поправки в перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию (постановление Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115). Программа максимум – подготовить поправки в Закон, разработав подробный перечень выплат, составляющих объект для начисления обязательных страховых взносов (возможно, использовать методологию Налогового кодекса).