Законодательное регулирование включаемого в себестоимость состава затрат на производство и реализацию продукции было вызвано особенностями постсоветского развития экономики республики, когда рыночные преобразования еще только начинались. Предполагалось, что введение единого для всех отраслей и видов производств состава затрат, включаемых в себестоимость произведенной и реализованной продукции, во-первых, обеспечит единообразие и сопоставимость в определении и оценке себестоимости продукции и других связанных с ней экономических показателей (рентабельность, экономия затрат и т.д.) и, во-вторых, исключит необоснованное отнесение на себестоимость тех или иных видов затрат в целях завышения цен или уклонения от уплаты налогов. В конечном итоге жесткое регламентирование состава затрат должно было ориентировать предприятия на экономное расходование материальных и финансовых ресурсов и производство товаров и услуг с наименьшими затратами.
Однако, как показала многолетняя практика применения такого порядка, ни одна из этих задач фактически не была достигнута по вполне объективным причинам.
Прежде всего, реальный состав затрат на производство, уровень этих затрат и динамика их изменений всегда существенно отличаются не только по отраслям и видам производств ввиду особенностей их технологического цикла, но и по предприятиям одной и той же отрасли в зависимости от применяемых технологий, техники, материалов. Причем современный технический прогресс многократно усиливает такие отличия и ускоряет изменения.
В этих условиях попытка единообразного подхода к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, приводила к его постоянным, практически ежегодным корректировкам, появлению множества ведомственных актов, утверждающих отраслевые особенности состава затрат, принятию индивидуальных решений по отдельным видам производств и даже предприятиям о разрешении включения тех или иных затрат в себестоимость продукции.
В результате предприятия были в гораздо большей степени заинтересованы в том, чтобы не нарушать законодательство и не платить соответствующие штрафы и санкции, а не в том, чтобы реально снизить затраты на производство на основе освоения новых технологий и материалов. При этом множество актов, регламентирующих порядок отнесения на себестоимость тех или иных затрат в целях налогообложения, ценообразования и учета, привели к тому, что в зависимости от этих целей применялся различный состав затрат.
Подход к составу затрат изменился
С 1 января текущего года принципиально изменен подход к определению состава затрат, учитываемых при налогообложении. Взамен подробной регламентации их состава, содержащегося ранее в актахналогового законодательства, для расчета налогооблагаемой прибыли ст. 131 Особенной части Налогового кодекса РБ введен детализированный перечень только тех расходов, которые не должны уменьшать сумму прибыли, подлежащей налогообложению. Все остальные понесенные предприятием и документально подтвержденные расходы, отражаемые в бухгалтерском учете, относятся на затраты по производству и реализации товаров и услуг.
Таким образом, фактически снижается заинтересованность предприятий в завышении себестоимости продукции в целях уклонения от налогообложения.
Новые рыночные стимулы, в частности спросовые ограничения на реализацию продукции, делают невыгодными и завышение цен за счет необоснованного отнесения на себестоимость тех или иных видов затрат. Это наглядно показал кризис 2009 г. В любом случае реальное завышение цен, так же как уровень и динамика экономических показателей, основанных на учете издержек производства, в гораздо большей степени зависит от количественных и стоимостных параметров понесенных затрат, чем от расширения их номенклатурного состава. Поэтому сохраняющееся и в рыночных условиях регулирование цен, в частности на продукцию монополистов, ограничивает не состав затрат, а долю прибыли в цене единицы товара.
То есть применявшийся в централизованно планируемой экономике механизм жесткой регламентации состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в новых условиях имеет, скорее, негативные последствия, снижая заинтересованность предприятий в реальном снижении издержек производства.
Именно поэтому к настоящему времени все страны бывшего Советского Союза отказались от практики применения состава затрат, обеспечивая единообразие ведения учета и сопоставимость учетной информации средствами и механизмами бухгалтерского учета, как это принято в странах с рыночной экономикой.
Отмена законодательного регулирования состава затрат – важный шаг к переходу на МСФО
Отказ от законодательного регулирования включаемого в себестоимость состава затрат на производство и реализацию продукции является важным шагом к переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и рассматривается в международных оценках и рейтингах в качестве одного из критериев по отнесению страны к странам с рыночной экономикой. Это имеет весьма существенное значение для привлечения в республику новых иностранных инвестиций и технологий.
Временно сохраняется рекомендательный характер Основных положений
В целях преемственности и адаптации предприятий к новым условиям пока сохраняются рекомендательный характер утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также право министерств и концернов разрабатывать и утверждать его отраслевые особенности.
Порядок выплаты заработной платы содержится в документах более высокой юридической силы
Указ № 484 предусматривает и упразднение установленного Указом Президента РБ от 05.02.1997 № 132 права Правительства определять порядок выплаты заработной платы для юридических лиц, основанных на государственной собственности. Связано это с тем, что все элементы такого порядка, утвержденные ранее в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 21.02.1997 № 108 "О порядке выплаты заработной платы юридическими лицами, основанными на государственной собственности" ведомственными актами, к настоящему времени включены в акты законодательства более высокой юридической силы.
Так, форма выплаты заработной платы, место, сроки и периодичность ее выплаты, порядок индексации и расчета при увольнении, смерти работника, выплаты среднего заработка за время трудового отпуска установлены нормами Трудового кодекса РБ; перечень товаров, которыми не может производиться натуральная оплата труда, – постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2000 № 603; ответственность за нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы – нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (ст. 9.19), а также Декретом Президента РБ от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины".
С учетом этого постановление Совета Министров РБ от 21.02.1997 № 108 признано утратившим силу.