Платежные реквизиты для уплаты налогов можно получить в налоговом органе
Статья 21 НК дополнена новыми положениями и предусматривает ряд новых прав плательщиков. Так, плательщики могут теперь получать в налоговом органе на основании заявления копию представленной им ранее налоговой декларации (расчета), а также информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций в целях исполнения налогового обязательства, уплаты пеней (подп. 1.7-2 и 1.7-3 п. 1). Соответствующей обязанностью дополнена и ст. 82 НК: в подп. 1.17 п. 1 этой статьи теперь предусмотрено, что налоговые органы и их должностные лица обязаны представлять по заявлению плательщика (иного обязанного лица) информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций в целях исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления.
Реквизиты для уплаты налоговых платежей порой изменяются, созданные организации также должны получать такую информацию, но до недавнего времени ее получение от налоговых или иных органов не было урегулировано.
Неправомерные решения налоговых органов можно не выполнять
Еще одно интересное дополнение содержится в подп. 1.8-1 п. 1 ст. 21 НК: плательщики вправе не выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям НК.
Однако плательщики должны учитывать, что в случае, если они дадут неверную правовую оценку требования, посчитав законное требование незаконным, на них лежит риск ответственности за его невыполнение.
Плательщики должны использовать информационные системы и технологии
В отношениях, регулируемых белорусским налоговым законодательством, плательщики в случаях, установленных НК, взаимодействуют с налоговыми органами путем использования информационных систем и информационных технологий, в т.ч. основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения в порядке, определяемом МНС. Такой нормой, направленной на развитие использования электронных средств передачи данных в налоговых правоотношениях, дополнен НК в п. 1-1 ст. 21. Сама по себе данная норма не предоставляет каких-либо прав плательщикам, так как носит бланкетный характер: только в случаях, предусмотренных НК, плательщики могут воспользоваться новыми возможностями.
Произойдут изменения и в обязанностях плательщика
Определенным изменениям подверглась ст. 22 "Обязанности плательщика" НК. Ее подп. 1.9.4 изложен в новой редакции (см. табл. 1).
Изменения вызваны тем, что у плательщиков возникают дополнительные обязанности в сфере налоговых отношений не только в связи с наличием у них таких подразделений, но и в связи с наделением их определенными функциями. В частности, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом (п. 3 ст. 13 НК). Следовательно, если какие-либо из указанных обстоятельств прекращаются, прекращаются и обязательства в отношении данного подразделения. Соответственно плательщик обязан уведомить об этом налоговые органы.
Промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы плательщик будет обязан представлять в налоговые органы
Изложен в новой редакции подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК, который теперь предусматривает обязанность плательщиков представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, частными нотариусами, – таким государственным органам, организациям, должностным лицам, частным нотариусам. Ранее эта обязанность распространялась только на представление документов, подтверждающих право на использование налоговых льгот, в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту.
Кроме того, статья дополнена подп. 1.10-1, который обязывает плательщиков представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в течение 2 рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с законодательством.
Представительство иностранной организации станет налоговым агентом
Пункт 1 ст. 23 НК дополнен и теперь устанавливает, что налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверительный управляющий, представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь, представительство и орган межгосударственного образования в Республике Беларусь, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Следовательно, с 2013 г. налоговыми агентами будут признаваться в т.ч. представительства иностранных организаций, не являющиеся постоянными, как это было указано ранее. Отметим, что на практике такие представительства и ранее исполняли обязанности налоговых агентов, хотя это и не было предусмотрено законодательством. По мнению автора, логичнее было бы признавать налоговым агентом саму иностранную организацию, а не ее структурное подразделение, которое не является самостоятельным субъектом гражданских и иных правоотношений.
В НК появилось определение термина "передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности"
Статья 31 НК дополнена и теперь предусматривает определение термина "передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности". Так, передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признают передачу данных прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты, а также предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.
Изменения коснулись и места реализации товаров, отдельных работ и услуг
Статья 32 "Место реализации товаров" НК также претерпела изменения. Сравним две ее редакции в табл. 2.
Таким образом, теперь норма ст. 32 НК предусматривает четкое определение места реализации товаров.
Некоторым изменениям подверглась и ст. 33 НК.
Подпункт 1.1 п. 1 ст. 33 НК в новой редакции устанавливает, что местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, в т.ч. возводимым (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Республики Беларусь (выделено в тексте жирным шрифтом добавление в НК. – Прим. ред.). Иными словами, теперь данная норма распространяется не только на недвижимость, но и на строящиеся объекты. Однако в НК отсутствует определение термина "возводимое недвижимое имущество", что может привести к некоторым вопросам.
Приведенный выше порядок определения места реализации применяется с 2013 г. и в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и внаем недвижимого имущества, услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, а также непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством.
До конца 2012 г. приведенный порядок применяется в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и наем недвижимого имущества, а также в отношении услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества.
Следовательно, с нового года место реализации непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством будут определять по месту нахождения такого недвижимого имущества. Напомним, что ранее место реализации таких услуг определялось по месту нахождения их покупателя. Отметим, что определить непосредственную связь некоторых из перечисленных услуг (например, дизайнерских инжиниринговых) с недвижимостью довольно сложно, а порой ее и вовсе не существует, так как данные услуги являются самостоятельными и имеют лишь косвенную связь с объектами недвижимости, а иногда оказываются в период, когда такие объекты еще не созданы.
В новой редакции изложен и подп. 1.3 п. 1 ст. 33 НК, которым теперь установлено, что местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, обучения (образования), за исключением услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования. Место реализации услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме, по новым правилам будут определять по месту нахождения их приобретателя.
От редакции:
Читатели могут ознакомиться с комментариями отдельных норм НК, вступающего в силу с 1 января 2013 г., в материалах специалистов и экспертов в данной области законодательства, опубликованных в журналах: Гл. бухгалтер. – 2012. – № 42. – С. 45–79; № 43. – С. 45–64; № 44. – С. 15–46; № 45. – С. 23–38; № 46. – С. 25; № 47. – С. 31–41.