Ситуация 1. Наценка общественного питания завышена
В кафе высшего учебного заведения в учебное время реализуется десерт «Фламинго» по розничной цене 1,85 руб. за порцию. В его состав входит лимон. При проверке установлено, что при формировании розничных цен на указанное блюдо применялась наценка 120 %. При формировании розничных цен на лимоны применялась торговая надбавка в размере 50 %.
Суть нарушения
При формировании розничных цен в объектах общественного питания |*| в учреждениях образования Минска на указанное блюдо можно применить максимальную предельную наценку в размере 50 % (при организации питания без привлечения средств бюджета). Фактически была применена наценка в размере 120 %. Кроме того, при формировании розничных цен на лимоны применялась торговая надбавка в размере 50 % вместо 30 %.
Обоснование
Нарушены пп. 2 и 3 Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска, утвержденной решением Мингорисполкома от 08.09.2011 № 2674 (далее – Инструкция № 2674). Ими установлено, что розничные цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Минска, определяются исходя из розничных цен на сырье и предельной наценки в следующих размерах:
– 40 % – при организации питания за счет средств бюджета;
– 50 % – при организации питания без привлечения средств бюджета.
Розничные цены на сырье организации общественного питания определяют исходя из отпускной цены организаций-производителей или импортеров, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-производителя или импортера и НДС.
В п. 3 Инструкции № 2674 установлены предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам на товары, используемые в качестве сырья для приготовления продукции собственного производства, не вошедшие в перечень социально значимых товаров, в следующих размерах:
– 15 % – при организации питания в учреждениях общего среднего образования;
– 30 % – при организации питания в других учреждениях образования.
Так как лимоны не входят в перечень регулируемых социально значимых товаров, то при формировании розничных цен на них предельная максимальная торговая надбавка составляет 30 %.
Рассмотрим порядок расчета цен.
Фактическое формирование розничной цены на лимоны свежие и правильное ее формирование приведены в табл. 1:
Завышение цены на 1 кг составило 0,7296 руб. (5,472 – 4,7424).
Завышение цены блюда составило 0,62 руб. (1,85 – 1,23).
Меры ответственности
Нарушение установленных предельных цен, предельных оптовых и (или) торговых надбавок влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой и выручкой от реализации товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 12.4 КоАП).
Ситуация 2. Завышены предельные торговые надбавки на овощи
В столовой комбината школьного питания в учебное время учащимся реализуется салат «Витаминный с маслом растительным» по розничной цене 0,17 руб. за 1 порцию.
Суть нарушения
Установлено завышение предельных торговых надбавок на свежие овощи: капусту белокочанную, морковь столовую. Так, при формировании розничных цен на свежие овощи применялась торговая надбавка в размере 25 %. Кроме того, при расчете розничных цен на блюдо установлено применение наценки общественного питания в размере 70 %.
Обоснование
Нарушены позиции 2 и 3 приложения к решению Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 «О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары», которым установлены предельные торговые надбавки |*| (с учетом оптовой надбавки) на свежие капусту белокочанную, морковь столовую в размере 0,05 руб. за 1 кг.
Фактическое формирование розничных цен на свеклу и морковь и правильное их формирование приведены в табл. 2.
Кроме того, нарушен п. 2 Инструкции № 2674. Им установлено, что розничные цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Минска, определяются исходя из розничных цен на сырье и предельной наценки в следующих размерах:
– 40 % – при организации питания за счет средств бюджета Минска;
– 50 % – при организации питания без привлечения средств бюджета Минска.
Завышение цены на 1 порции составило 0,03 руб. (0,17 – 0,14).
Меры ответственности
Меры ответственности такие же, как в ситуации 1.
Ситуация 3. Завышена предельная наценка на кондитерские изделия
В столовой высшего учебного заведения реализуются булочки сдобные по розничной цене 0,42 руб. за 1 шт.
Суть нарушения
В розничной цене на булочки установлено завышение установленной предельной наценки (применялась наценка 200 % вместо предельной наценки в размере не более 70 %).
Обоснование
Нарушен п. 5 Инструкции № 2674. Розничные цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Минска, формируются с применением предельных наценок к розничным ценам на сырье, используемое для приготовления указанной продукции, в следующих размерах:
– на хлебобулочные изделия |*| – 60 %;
– кондитерские изделия – 70 %.
* Информация о том, что осуществляется регулирование цен на хлебобулочные изделия
Справочно: булочки сдобные по содержанию сахара и жира (более 14 %) относятся к кондитерским изделиям.
Завышение цены на 1 булочке составило 0,19 руб. (0,42 – 0,23).
____________________
* Округление произведено в меньшую сторону, так как на кондитерские изделия установлена предельная максимальная наценка в размере 70 %.
Меры ответственности
Меры ответственности такие же, как в ситуации 1.