С 27 апреля 2013 г. вступило в силу постановление Минфина РБ от 29.03.2013 № 19 (далее – постановление № 19).
Им внесены изменения в Правила аудиторской деятельности "Планирование аудита", утвержденные постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 81, в части перечня вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – обязательный аудит).
В постановлении № 19 определен перечень существенных вопросов, которые аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям (далее – аудиторские организации) необходимо проверять в ходе обязательного аудита.
Перечень вопросов составлен с учетом:
– новых форм бухгалтерской отчетности, утвержденных постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 (далее – постановление № 111);
– типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50.
При подготовке перечня вопросов были учтены опыт проведения аудиторскими организациями аудиторских проверок, а также результаты анализа правоприменительной практики норм белорусского законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.
В процессе обязательного аудита в первую очередь проверяют общие вопросы. При этом аудиту подлежат:
– правоустанавливающие документы: свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы, положения о филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях, специальные разрешения (лицензии) на право осуществления лицензируемых видов деятельности;
– учетная политика аудируемого лица с точки зрения ее соответствия требованиям законодательства, а также полноты раскрытия принятых способов ведения бухгалтерского учета и вопросов налогообложения, которые должны быть отражены в ней согласно Налоговому кодексу РБ;
– организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля у аудируемого лица по таким аспектам, как соответствие применяемых аудируемым лицом первичных учетных документов требованиям законодательства, правильность организации и проведения инвентаризации активов и обязательств, а также отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности.
Основным этапом обязательного аудита является проверка вопросов, касающихся бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов аудируемого лица.
Аудит долгосрочных активов включает в себя аудит:
– основных средств (проверка правильности отнесения объектов к основным средствам, стоимостной оценки основных средств, начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации и обесценения основных средств, проведения и отражения в бухгалтерском учете переоценки, отражения в бухгалтерском учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения основных средств, затрат на их реконструкцию (модернизацию, реставрацию));
– нематериальных активов (проверка правильности отнесения объектов к нематериальным активам, их стоимостной оценки, правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации и обесценения нематериальных активов, правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и выбытия нематериальных активов);
– доходных вложений в материальные активы (проверка правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций с инвестиционной недвижимостью, предметами финансовой аренды (лизинга));
– вложений в долгосрочные активы.
Обязательной проверке подлежат запасы и затраты аудируемого лица:
– правильность отнесения объектов к материалам и отдельным предметам в составе средств в обороте, правильность их стоимостной оценки, отражения в бухгалтерском учете поступления, отпуска в производство или передачи в эксплуатацию, иного выбытия материалов и отдельных предметов в составе средств в обороте, а также правильность формирования и использования резервов под снижение стоимости запасов;
– правильность отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции и ее реализации, поступления и реализации товаров, отражения в бухгалтерском учете расходов на реализацию продукции, товаров, работ, услуг;
– правильность формирования и отражения в бухгалтерском учете прямых затрат основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных затрат, затрат обслуживающих производств и хозяйств, потерь от брака, правильность оценки и отражения в бухгалтерском учете незавершенного производства, определения себестоимости готовой продукции.
Аудиторской организации в процессе аудита денежных средств следует проверить кассовые операции, операции по расчетным, валютным и специальным счетам в банках, операции по покупке, продаже и конверсии иностранной валюты, включая правильность осуществления обязательной продажи иностранной валюты и ее отражения в бухгалтерском учете.
Проверке подлежат финансовые вложения аудируемого лица в уставные фонды других организаций, в долговые ценные бумаги, предоставленные займы, а также правильность формирования и использования резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений.
Важное место отводится аудиту расчетов (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками; расчеты по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам; расчеты с бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, с работниками организации по оплате труда, с подотчетными лицами, с собственником имущества (учредителями, участниками), с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, с разными дебиторами и кредиторами), а также правильности формирования и использования резервов по сомнительным долгам.
Отметим, что существуют отдельные хозяйственные операции, которые требуют специальных подходов при проверке. В связи с этим в отдельную группу выделены хозяйственные операции по совместной деятельности, товарообменные операции, а также операции по получению и использованию финансовой помощи и иных видов государственной поддержки.
Вступление в силу с 1 января 2012 г. Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113, обусловило необходимость включения в перечень вопросов проверку правильности оценки отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств и их отражения в бухгалтерском учете.
Отдельно выделены вопросы, касающиеся проверки доходов и расходов будущих периодов, формирования и использования резервов предстоящих платежей.
Со вступлением в силу Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, в организациях изменен порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации. В связи с этим аудиторской организации в процессе обязательного аудита необходимо проверить правильность отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
При аудите собственного капитала следует уделить внимание проверке формирования и изменения уставного, резервного и добавочного фондов, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Одним из значимых разделов перечня вопросов является аудит показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторской организации следует провести анализ тождественности показателей аналитического и синтетического учета показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нередко организации допускают ошибки при классификации активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные. В результате возникает необходимость проверки правильности проведения аудируемым лицом данной классификации.
В соответствии с Правилами аудиторской деятельности "Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденными постановлением Минфина РБ от 05.09.2002 № 124, аудиторской организации следует уделить внимание проверке начальных и сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В настоящее время повышены требования к содержанию пояснительной записки. В Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением № 111, содержится информация, которая должна раскрываться в такой записке. Аудиторской организации необходимо удостовериться в полноте и правильности раскрытия информации в пояснительной записке аудируемого лица.
Кроме того, при проведении обязательного аудита аудиторская организация, руководствуясь соответствующими правилами аудиторской деятельности, проводит:
– оценку обоснованности подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из допущения о непрерывности деятельности аудируемого лица;
– оценку влияния экологических факторов на бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
– анализ событий, произошедших после отчетной даты.
Таким образом, перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита, утвержденный постановлением № 19, приведен в соответствие с действующим законодательством.
Татьяна Рыбак, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетностии аудита Минфина РБ, канд. экон. наук, доцент, аудитор, DipIFR
Ольга Наумчик, главный специалист Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетностии аудита Минфина РБ