Проект МСФО "Оценка обязательств в МСФО (IAS) 37", январь 2010 г. – ED 2010/1
Рассматриваемый проект Стандарта (Exposure Draft, далее – ED) является частью большого проекта СМСФО по пересмотру МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы". Первый ED по замене всего МСФО (IAS) 37 был опубликован в июне 2005 г. В нем содержалось несколько существенных нововведений:
– из 3 критериев признания резервов (наличие текущего обязательства, вероятность оттока ресурсов и надежная оценка суммы обязательства) ED 2005 г. предлагал оставить только первое и третье. Вероятность ("скорее да, чем нет", или на практике вероятность больше 50 %) больше не являлась необходимым условием признания обязательства;
– требование "наилучшей оценки" (best estimate) также было изъято из требований по оценке обязательств. Вместо этого требовалось учитывать обязательство в сумме, которую компания "рационально" заплатит за освобождение от обязательства.
Проект 2005 г. вызвал много критики, особенно в отношении руководства по оценке обязательств. В ответ СМСФО разработал отдельный ED, посвященный только оценке.
Расплывчатые требования "рациональной оценки" для "освобождения от обязательства" были конкретизированы следующим образом: "Сумма обязательства является наименьшим из:
– текущей (дисконтированной) стоимости ресурсов для выполнения обязательства;
– суммы, необходимой для аннулирования (cancellation) обязательства;
– суммы, необходимой для передачи (transfer) обязательства третьей стороне (ED 2010/1, 36B).
При невозможности аннулировать или передать обязательство, естественно, остается только вариант текущей стоимости. Он подробно рассмотрен в приложении В к проекту. По сравнению с действующими правилами основными изменениями являются:
– требование учета фактора риска – того, что реальные будущие оттоки не будут совпадать с ожидаемыми;
– требование рассчитывать в условиях неопределенности (т.е. множественных вероятностей разных исходов) вместо "наилучшей" (самой вероятной) оценки так называемую "ожидаемую сумму" (expected value), которая раскрывается как средневзвешенная оценка вероятностей оттоков денежных средств в ряду возможных сценариев (ED 2010/1, Appendix B, B1-B3).
Строго говоря, это требование означает, что компании будут признавать обязательства, даже если самая высокая вероятность оттока ресурсов меньше 50 %!!!
Естественно, комментарии к предлагаемым изменениям (принимались до 12 апреля 2010 г.) часто были резко критическими. При этом основные возражения касались требования признавать обязательства (резервы) по судебным искам, когда юристы не видят вероятности больше 50 %, что дело будет проиграно.
В ответ на критику в апреле 2010 г. СМСФО опубликовал специальный документ (Staff Paper) "Признание обязательств по судебным делам", в котором Совет продолжил отстаивать свою позицию. Основным аргументом, призванным успокоить бухгалтерское сообщество, является сохранение первого критерия признания обязательств – их "валидность" (validity), т.е. требование, чтобы они имели силу (в терминах проекта и действующего МСФО (IAS) 37 – были "текущими" (current) обязательствами). Совет МСФО настаивает, что, если иск имеет силу, вероятность проигрыша должна быть больше 50 %, а если он недействителен, то и критерии признания не соблюдаются.
Сейчас трудно сказать, сможет ли СМСФО до конца отстоять свою позицию. По плану работы Совета новый стандарт по обязательствам (или пересмотренный МСФО (IAS) 37) ожидается в I полугодии 2011 г.