Какие отходы могут образоваться при осуществлении деятельности в офисных помещениях?
- Какие документы при обращении с отходами производства должна иметь организация при осуществлении деятельности в офисных помещениях?
- Каковы сроки и алгоритм действий организации по созданию Инструкции по обращению с отходами производства?
- Надо ли ей разрабатывать отдельную Инструкцию для склада?
- Можно ли новую Инструкцию сделать по шаблону Инструкции, разработанной до вступления в силу Инструкции № 45?
- Какова структура Инструкции в настоящее время?
- В каких случаях возникает необходимость разработки и согласования новой Инструкции?
- Надо ли в Инструкции указывать все административные процедуры, совершаемые организацией по обращению с отходами, и бланки документов (сопроводительный паспорт перевозки отходов производства, книги учета отходов, акты инвентаризации отходов производства и др.)?
- Есть ли утвержденный шаблон Инструкции?
- Надо ли ей разрабатывать отдельную Инструкцию о порядке сбора, хранения и учета ртути и ртутьсодержащих отходов?
- Надо ли в разделе Инструкции "Образование отходов производства" описывать порядок разработки паспорта опасности отходов?
- В каком разделе Инструкции необходимо указать показатель "одна транспортная единица"?
Примерный перечень отходов, которые могут образоваться при осуществлении офисной деятельности, следующий (см. табл. 1).
* Наименования, коды, степень и класс опасности отходов указаны в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85.
** Коды физического состояния отходов указаны согласно приложению 1 к Указаниям, утвержденным постановлением Белстата:
– от 31.08.2010 № 170 (действовало до 21 октября 2011 г.);
– от 29.09.2011 № 277 (вступило в силу с 21 октября 2011 г.).
Постановлением № 277 утверждены форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указания по ее заполнению (форма годовой периодичности, срок ее представления – 20 января 2011 г.).
Организация должна иметь:
– Инструкцию по обращению с отходами производства;
– разрешение на хранение и захоронение отходов производства;
– нормативы образования отходов производства;
– акты инвентаризации отходов производства;
– книги учета отходов по форме ПОД-9 и ПОД-10.
За отсутствие Инструкции, книг учета отходов, вывоза отходов на захоронение без разрешения организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа до 1 000 БВ, а их должностные лица – от 5 до 50 БВ (ст. 15.63 КоАП РБ).
Если организация арендует здание (помещение), то арендодатель вправе разработать Инструкцию, включающую порядок обращения с отходами арендатора. Такие вопросы лучше всего предусмотреть в договоре аренды. В этом случае организации-арендатору вообще не надо будет разрабатывать для себя отдельную Инструкцию.
1. Правила разработки, согласования Инструкции по обращению с отходами производства установлены:
– Инструкцией о порядке разработки и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45 и постановление № 45, вступили в силу 4 февраля 2011 г.);
– Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее – постановление № 1104).
2. Формы и порядок ведения книг учета отходов ПОД-9 и ПОД-10 определены постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33.
3. Разрешение на хранение и захоронение отходов производства получают в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением № 1104.
4. Формы актов инвентаризации отходов производства установлены в Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17.
Каковы сроки и алгоритм действий организации по созданию Инструкции по обращению с отходами производства?
Организация должна в течение 60 дней со дня ее государственной регистрации:
– разработать Инструкцию по обращению с отходами производства;
– пронумеровать, прошнуровать ее;
– утвердить ее решением (приказом) руководителя организации;
– представить на основании письменного заявления произвольной формы на согласование территориальному органу Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
Нет, не надо.
При наличии у организации обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и осуществляющих обращение с отходами, она может разработать:
– либо одну Инструкцию для всего юридического лица в целом;
– либо несколько инструкций – для офиса организации и каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и осуществляющего обращение с отходами.
Если же организация имеет склад, который не является обособленным подразделением, имеющим отдельный баланс и осуществляющим обращение с отходами, то отдельную инструкцию для склада разрабатывать не надо.
На практике такая ситуация актуальна, если склад и офис находятся на территории одного территориального органа Минприроды.
Однако, если деятельность склада будет подлежать контролю другим территориальным органом Минприроды (например, Дзержинской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды), нежели деятельность офисного помещения (например, находится под контролем Минской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды), то рекомендуем разработать 2 инструкции и согласовывать их в 2 разных территориальных органах Минприроды.
Нельзя, так как новая Инструкция отличается от ранее действовавшей и по структуре, и по содержанию.
Однако, как и ранее, в Инструкции в целом должен быть описан весь порядок обращения с отходами в организации с учетом требований законодательства. Наполнение Инструкции зависит от вида деятельности, который осуществляет организация. Естественно, что Инструкция крупного производственного предприятия будет отличаться от Инструкции организации, которая осуществляет только офисную деятельность.
С 4 февраля 2011 г. Инструкция в обязательном порядке должна содержать разделы и приложения, перечень которых определен п. 8 Инструкции № 45 (см. табл. 2).
Новую Инструкцию должны иметь, в первую очередь, вновь зарегистрированные организации. Кроме них, новую Инструкцию по обращению с отходами организации должны разработать в месячный срок и представить в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования, если изменятся:
– наименование организации, ее местонахождение, место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства; произойдет реорганизация;
– требования законодательства РБ, регулирующего порядок обращения с отходами;
– допустимое количество накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;
– условия и места хранения отходов производства;
– перечень образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними в случае строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства;
– перечень отходов производства, направляемых на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение (п. 21 Инструкции № 45).
В Инструкции № 45 и постановлении № 1104 такой обязанности нет.
Однако на практике территориальные органы Минприроды требуют, чтобы организации указывали все административные процедуры по обращению с отходами (например, порядок согласования нормативов образования отходов производства, получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства и т.д.) и формы бланков сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, книг учета отходов по форме ПОД-9 и ПОД-10 и др.
Перечень административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 (далее – Перечень). Он включает такие процедуры, как:
– выдачу разрешений Минприроды на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через границу Республики Беларусь по основаниям не экономического характера (п. 32 Перечня);
– выдачу лицензий Минприроды на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе (п. 32-1 Перечня);
– выдачу разрешений на хранение и захоронение отходов производства (п. 35 Перечня);
– регистрацию сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами (п. 36 Перечня);
– согласование нормативов образования отходов производства (п. 37 Перечня);
– согласование Инструкции по обращению с отходами производства (п. 37-1 Перечня);
– согласование схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (п. 38 Перечня);
– регистрацию введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов (п. 39 Перечня);
– регистрацию введенного в эксплуатацию объекта хранения, захоронения и обезвреживания отходов (п. 40 Перечня).
Как мы уже упоминали ранее, Инструкция в обязательном порядке должна содержать разделы и приложения, перечень которых определен п. 8 Инструкции № 45. Заполняют эти разделы и приложения в произвольной форме с учетом требований, изложенных в постановлении № 1104, Инструкции № 45 и постановлении № 45, а также сложившейся практики (см. выше).
Организация использует в своей деятельности ртутные лампы и люминесцентные трубки.
Надо ли ей разрабатывать отдельную Инструкцию о порядке сбора, хранения и учета ртути и ртутьсодержащих отходов?
Разработка отдельной Инструкции по ртутьсодержащим отходам не является обязательной, если требования по обращению с ртутьсодержащими отходами (их учет, сбор, инвентаризация, хранение, передача на обезвреживание и др.) будут отражены в Инструкции по обращению с отходами производства.
Нет, не надо.
Данная обязанность (паспортизация отходов) отменена постановлением Госстандарта и Минприроды РБ от 31.01.2008 № 5/8.
В то же время, если в организации образуются отходы, для которых степень и класс опасности не определены в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, в Инструкции:
– должны быть указаны опасные свойства, необходимые для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства;
– следует описать процедуру по установлению степени опасности и класса опасности отходов в соответствии с Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 № 3/13/2.
Одна транспортная единица – это количество отходов, накапливаемое до вывоза на специальные объекты (захоронения, обезвреживания, использования). Ее необходимо указать в приложении "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения".
Наличие такой записи в Инструкции позволяет организациям при накоплении отходов до одной транспортной единицы не платить экологический налог за хранение отходов (абз. 11 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ).