Организация регулярно направляет сотрудников в командировки.
Возникли следующие вопросы:
1. Можно ли указать в положении о командировках, что при командировании за границу директора оплата его проезда производится только по тарифам бизнес-класса?
Можно.
Командированным работникам возмещают расходы по проезду к месту командировки |*| и обратно железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (подп. 9.1 п. 9 Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176; далее – Положение № 176) |*|*|.
При этом при командировании за границу проезд транспортом, которым работник направлен в командировку (за исключением лиц, указанных в абз. 3 подп. 9.1.2 п. 9 Положения № 176), возмещается по любым тарифам, за исключением тарифов бизнес-класса.
Вместе с тем с разрешения нанимателя расходы командированным работникам по проезду железнодорожным, воздушным и водным транспортом могут быть возмещены по тарифам бизнес-класса. В случае изменения условий командирования, в т.ч. сроков и места командировки, когда командированный работник вынужден приобретать за границей проездные документы (билеты) по тарифам бизнес-класса (для следования по измененному маршруту либо возвращения к месту постоянной работы ранее либо позднее первоначально установленного срока), решения нанимателя о приобретении проездных документов (билетов) не требуется.
Отметим, что расходы на проезд возмещают всем командированным работникам по тарифам бизнес-класса при следовании железнодорожным и водным транспортом в странах Азии, Африки и Южной Америки (подп. 9.1.2 п. 9 Положения № 176).
При принятии решения о проезде работника в командировке по тарифам бизнес-класса наниматель должен исходить из необходимости и целесообразности указанных расходов в рамках конкретной ситуации.
В целях урегулирования порядка направления нанимателем работников в служебные командировки в организации можно принять локальный правовой акт (далее – ЛПА), например положение о командировании работников. В ЛПА организация вправе устанавливать работникам дополнительные гарантии, например предусмотреть возмещение работникам расходов по проезду сверх ограничений, установленных законодательством, а также определить, что проезд нанимателя в командировки осуществляется только по тарифам бизнес-класса (часть третья ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь).
2. Как такие расходы учитывают при налогообложении прибыли?
Учитывают в составе нормируемых затрат.
Затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признают экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета). К таким затратам относятся:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Командировочные расходы (расходы на служебные командировки) в пределах норм, установленных Положением № 176, относятся к нормируемым затратам (подп. 1.1 п. 1 ст. 171 НК).
Таким образом, если расходы на проезд по тарифу бизнес-класса производятся в соответствии с нормами Положения № 176, то в налоговом учете организации такие расходы отражают в составе нормируемых затрат и учитывают при исчислении налога на прибыль.
Следует иметь в виду, что если такие расходы на проезд произведены не в соответствии с нормами Положения № 176, то их не учитывают при налогообложении прибыли ни в составе затрат, ни в составе внереализационных расходов (п. 1 ст. 169, подп. 1.1 п. 1 ст. 171, абз. 1–3 подп. 1.3 п. 1, п. 3 ст. 173 НК, п. 3 письма Минфина, МНС и Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 07.06.2019 № 5-1-30/193/2-2-2-10/01283/1-2-12/2271 «Об отдельных видах командировочных расходов»).