7 (216). Осуществлена автомобильная перевозка груза в международном сообщении.
Спустя месяц экспедитор узнает, что перевозчик доставил груз не по месту назначения. При этом претензия со стороны заказчика отсутствует (заказчик перевозки и получатель груза – разные организации).
Может ли экспедитор оплатить перевозку перевозчику полностью, а в последующем, в случае претензии со стороны заказчика, выставить перевозчику претензию?
Рекомендуем предпринять определенные действия.
В рассматриваемой ситуации экспедитору следует направить запрос заказчику автомобильной перевозки о факте получения грузополучателем груза. Ответ на данный запрос позволит ему принять правильное решение.
Аргументируем наш вывод.
В приведенном случае имеет место международная автомобильная перевозка, на которую распространяются не только положения Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), но и Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Рассмотрим их подробнее.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 739 ГК).
Место, предназначенное для доставки, должно быть указано в накладной (п. 1 ст. 6 КДПГ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 290 ГК).
В силу ст. 17 КДПГ перевозчик несет ответственность:
– за полную или частичную потерю груза;
– его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей;
– просрочку доставки.
Факт доставки груза грузополучателю должен подтверждаться заверенной грузополучателем копией CMR-накладной.
При возникновении обстоятельств, препятствующих сдаче груза после его прибытия на место, предназначенное для сдачи, перевозчик должен запросить инструкции у отправителя. Самостоятельное принятие перевозчиком решение о разгрузке груза в ином месте разгрузке (не соответствующем сведениям о месте разгрузки, указанному в СМR-накладной), без получения указаний от отправителя, может иметь для перевозчика юридические последствия.
Так, п. 1 ст. 20 КДПГ установлено, что правомочное по договору лицо может, без обязательного представления иных доказательств, считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного предельного срока или, когда такового установлено не было, в течение 60 дней со дня принятия груза транспортером.
На основании положений гл. 20 ГК собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права. Выбор способа защиты гражданских прав в соответствии со ст. 11 ГК принадлежит лицу, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены.
Исходя из вышеизложенного экспедитор вправе защитить свои права и интересы путем направления запроса заказчику автомобильной перевозки о факте получения грузополучателем груза.
В данном случае есть 2 варианта развития событий.
1. Заказчик автомобильной перевозки подтвердил факт получения грузополучателем груза у перевозчика.
Например, он доказал, что имело место указание со стороны грузополучателя перевозчику о доставке груза в иное место выгрузки груза.
В этом случае у экспедитора отсутствуют основания отказать перевозчику в оплате за выполненную перевозку груза. Оплата должна производиться из расчета доставки груза до места разгрузки, указанного в СМR-накладной.
2. Заказчик автомобильной перевозки не подтвердил факт получения грузополучателем груза у перевозчика.
В этом случае перевозка не является завершенной, а услуга выполненной.
Соответственно экспедитор вправе не производить перевозчику причитающиеся выплаты за перевозку груза |*|.
* Новации ТК ЕАЭС, касающиеся перевозчиков и вступившие в силу с 1 января 2018 г.