ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УВЕДОМЛЕНА О НАЗНАЧЕНИИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ ДО НАЧАЛА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Уведомление о назначении плановой проверки (далее – уведомление) может быть направлено организации почтой либо вручено лично ее представителю. Направление уведомления почтой осуществляется по последнему известному налоговому органу месту нахождения (жительства) плательщика (п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510 и Положение)).
Важно! О том, что организация может быть проверена, можно узнать и раньше. Для этого необходимо следить за информацией, размещаемой на официальном сайте КГК (www.kgk.gov.by).
Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности размещаются на сайте до 15 декабря (15 июня) (приказ КГК РБ от 28.10.2009 № 94). Причем информацию в координационном плане надо отслеживать постоянно, поскольку в него могут быть внесены изменения: например, об изменении срока проведения проверки, подключении контролирующего (надзорного) органа в качестве соисполнителя.
Из координационного плана можно также получить информацию об основании назначения проверки (например, отнесение проверяемого субъекта к той или иной группе риска).
Уведомление в отличие от сайта содержит более детальную информацию о проверке, а именно:
1) наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
2) наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);
3) месяц начала проверки;
4) проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке).
По общему правилу проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также истекший период текущего календарного года (часть первая п. 13 Указа № 510).
Важно! Законодательством не ограничен проверяемый период, в частности, в случае проверки по вопросам соблюдения бюджетного и налогового законодательства, а также использования мер государственной поддержки (часть вторая п. 13 Указа № 510);
5) указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);
6) исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.
Отметим, что перечень контролирующих органов, в котором названы сферы их контрольной (надзорной) деятельности, утвержден Указом № 510. При этом проверка по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, не допускается, если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим органом и по ним составлен акт (справка) проверки.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОЛУЧИВ УВЕДОМЛЕНИЕ, ИМЕЕТ ПРАВО…
…перенести срок проверки, но только 1 раз
Организация, получив такое уведомление, может перенести срок проведения проверки. Для этого ей необходимо не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления подать заявление в контролирующий орган с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки.
Заявление о переносе срока проведения плановой проверки не подлежит рассмотрению, если:
– оно не подписано руководителем организации либо его уполномоченным лицом;
– не соблюден срок его представления.
Соответственно налоговый орган не примет во внимание это заявление и не перенесет срок проведения плановой проверки.
Отметим, что в Указе № 510 отсутствует механизм продления срока представления заявления (при его нарушении), даже если у организации на это были объективные причины.
Справочно: примерная форма заявления о переносе срока проведения налоговым органом плановой проверки установлена приказом МНС РБ от 31.01.2012 № 19 (приложение 4).
Уважительность причин переноса срока проверки, изложенных организацией в заявлении, оценивает контролирующий орган (в нашем случае – налоговый). Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки он должен принять не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта.
В качестве причин переноса организации нередко указывают болезнь или служебную командировку за границу руководителя или иного должностного лица (например, главного бухгалтера). К такому заявлению целесообразно приложить документы, подтверждающие соответствующие факты (например, приказ о командировании за границу и т.п.).
Важно! Порядок подачи и рассмотрения заявления о переносе срока проведения плановой проверки установлен п. 31 Положения.
Он не применяется в случае подачи заявления до получения уведомления (например, когда субъект узнал о проведении плановой проверки из координационного плана). В этом случае налоговый орган вправе рассмотреть заявление, однако не в рамках установленного порядка.
Если проверка совместная, срок ее проведения может быть перенесен только по согласованию с иными контролирующими органами – соисполнителями проверки. Без их согласия проверка не может быть перенесена.
…чтобы вопросы, проверенные ранее, не проверялись повторно
Если организация увидела, что за период, подлежащий плановой проверке, вопросы, указанные в уведомлении, уже проверены иным контролирующим органом и по ним составлен акт (справка) проверки, то ей необходимо до начала проверки:
– письменно проинформировать об этом проверяющий орган;
– направить копию акта (справки) проверки.
При выполнении указанных действий вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не проверяются (п. 32 Положения).
Важно! Данное правило не распространяется на проверки:
– проводимые по поручениям Президента, Премьер-министра, Председателя КГК, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– осуществляемые Нацбанком;
– дополнительные и встречные;
– в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– проведенные в рамках ведомственного контроля.
…претендовать на освобождение от проверки неналоговых вопросов, если организация относится к средней (низкой) группе риска и имеет положительное аудиторское заключение
Если у организации имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих УСН) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству, ряд вопросов может не проверяться (например, порядок проведения внешнеторговых операций в рамках Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178, кассовые операции, порядок ведения книги замечаний и предложений и др.).
Данное правило:
1) действует в отношении организаций, отнесенных к средней и низкой группам риска (у последних такие вопросы не подлежат проверке вообще) (п. 32 Положения).
Такие организации должны направить копию положительного аудиторского заключения контролирующему (надзорному) органу, указанному в уведомлении, до начала проведения плановой проверки (часть третья п. 7 Указа № 510);
2) не действует в отношении вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды.
…минимизировать риск получения акта проверки
В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения (часть вторая п. 8 Указа № 510).
В связи с этим следует помнить, что все действия, предпринимаемые в отношении минимизации рисков несения неблагоприятных последствий в результате подлежащей проверки организации, должны осуществляться также в отношении всех ее обособленных подразделений.
Итак, организация может до начала плановой проверки:
1) проверить многие вопросы самостоятельно или с помощью аудиторов (если позволяет время).
Основное содержание проверки, проводимой налоговым органом, – это проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды посредством анализа документов и изучения фактического состояния объектов налогообложения.
Аналогичная проверка может быть инициирована самой организацией (например, путем назначения внутренней проверки (своими силами) или с привлечением аудиторов). Безусловно, это требует времени и финансовых затрат. Однако возможно, что выявление допущенных нарушений законодательства и их устранение до назначения проверки будут значительно менее затратны для организации, нежели уплата штрафов за такие нарушения;
2) подать в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) с внесенными в нее изменениями и (или) дополнениями (далее – уточненная налоговая декларация) и уплатить причитающуюся сумму налога, сбора (пошлины), иного обязательного платежа, пени.
Помните, что по общему правилу уточненная налоговая декларация не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке (часть пятая п. 8 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Уточненная налоговая декларация может быть подана плательщиком также в случае, если он желает использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам), ранее им не использованные, с учетом условий, установленных частью второй п. 5 ст. 43 НК. Безусловно, плательщик вправе применить льготы по налогам, сборам (пошлинам) и во время проведения проверки (часть вторая п. 6 ст. 43 НК), однако следует помнить о сроке, установленном для их использования, – 3 года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для применения льгот по налогам, сборам (пошлинам).
Важно! Если плательщиком внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата, то такая неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) не является административным правонарушением (ч. 2 примечания к ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП));
3) проанализировать осуществляемые ею виды деятельности на предмет исполнения требований, предъявляемых законодательством к их осуществлению;
4) проверить наличие книги замечаний и предложений и соблюдение порядка ее ведения, а также наличие книги учета проверок; соблюдение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на них; порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет; лицензионных правил и условий.
Налоговые органы помимо соблюдения налогового законодательства контролируют также иные требования законодательства. Например, они наделены компетенцией по осуществлению контроля за исполнением проверяемыми субъектами законодательства о предпринимательстве. Это достаточно широкий пласт законодательства, и для того, чтобы определить, о каких именно нормативных правовых актах идет речь, можно предложить рассматривать компетенцию налоговых органов в сфере контроля за соблюдением законодательства о предпринимательстве, ориентируясь, в частности:
– на сферы контроля, предусмотренные п. 15 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510;
– законодательство, нарушение которого влечет ответственность, установленную гл. 12 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" КоАП. О совершении административного правонарушения, предусмотренного этой главой КоАП, должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении.
От редакции:
Законодательством не предусмотрена ответственность за отсутствие книги учета проверок или нарушение порядка ее приобретения, регистрации в налоговом органе, ведения (в т.ч. за ведение книги не по установленной форме). Однако проверяемые организации обязаны выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (п. 8 Положения).
За неисполнение этих требований проверяемые субъекты могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (далее – БВ) (ст. 23.4 КоАП).
В отношении книги замечаний и предложений ответственность предусмотрена ст. 9.24 КоАП. Она применяется в виде штрафа, налагаемого на должностное лицо организации в размере от 4 до 10 БВ:
– за отсутствие книги замечаний и предложений;
– нарушение руководителем организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги, порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, а также в местах реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);
– непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина;
– нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений;
– неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения.
За указанные нарушения штраф может быть наложен не позднее 3 лет со дня совершения правонарушения и не позднее 6 месяцев со дня его обнаружения (т.е. составления акта проверки) (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП). Правда, для привлечения к ответственности должны быть соблюдены оба срока: и 3-летний, и 6-месячный.
…признать проверку незаконной при наличии и выполнении определенных оснований
Проверка может быть признана незаконной (часть первая п. 2 Положения) в случае:
– невнесения должностным лицом контролирующего органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее (его) представлении;
– нарушения вышеуказанным лицом установленного порядка назначения проверки (в т.ч. при ее необоснованном назначении), например:
при назначении проверки органом, не уполномоченным на проведение проверки;
проведении проверки по вопросам, не входящим в сферу контроля (надзора) контролирующего (надзорного) органа;
отнесении проверяемого субъекта к группе риска с нарушением установленных критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденных Указом № 510;
нарушении периодичности проведения проверок (п. 7 Указа № 510);
нарушении моратория на проведение проверок (п. 4 Указа № 510);
нарушении запрета на проведение проверки проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период (п. 12 Указа № 510).
От редакции:
Как правило, проверяющие, придя на проверку, требуют от проверяемой организации в первую очередь книгу учета проверок, чтобы внести в нее соответствующую запись о проверке.
При ее отсутствии проверяющие вправе отразить факт непредъявления книги документально уже в день начала проведения проверки (подп. 2.2 п. 2 постановления Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510" (далее – постановление № 383)). Эта мера позволяет проверяющим обезопасить себя от предъявления проверяемыми субъектами необоснованных обвинений о невнесении в книгу соответствующих записей.
Напомним, что книга учета проверок должна быть:
– у каждого юридического лица и его обособленного подразделения (филиала или представительства), имеющего учетный номер плательщика, у любого представительства иностранной организации в Республике Беларусь.
При этом факт осуществления или неосуществления какой-либо деятельности значения не имеет;
– оформлена в течение 1 месяца с даты постановки указанных лиц на учет в налоговых органах.
Форма книги и порядок ее ведения определены постановлением № 383.
Решение о признании проверки незаконной влечет за собой недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – ее прекращение. Исключение составляют случаи установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления (часть вторая п. 22 Положения).
Решение о признании проверки незаконной принимает вышестоящий контролирующий орган.
Заявление (жалобу) о признании проверки незаконной проверяемый субъект подает в течение 10 дней со дня начала проверки. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) выступает основанием для отказа в его рассмотрении. В случае несогласия с решением об отказе в признании проверки незаконной действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа могут быть обжалованы проверяемым субъектом в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью. Это необходимо сделать в 10-дневный срок со дня получения решения об отказе (если ответ в установленные сроки не получен – со дня истечения сроков рассмотрения жалобы (заявления) (10 дней) и направления ответа по ней (3 дня)). При этом подача заявления либо жалобы о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц в суд не приостанавливает проведения проверки.
Важно! Установленный 10-дневный срок для обжалования в суде действий (бездействия) должностных лиц контролирующих (надзорных) органов не является ни сроком исковой давности, ни процессуальным сроком. Такой срок не может быть восстановлен или продлен хозяйственным судом, если законодательством не установлено иное (п. 19 постановления Пленума ВХС РБ от 02.12.2005 № 29 "О некоторых вопросах, связанных с применением сроков исковой давности").
При установлении в судебном заседании факта пропуска указанного срока хозяйственные суды отказывают в удовлетворении исковых требований.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОВЕРЯЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ВОЗМОЖНОСТЬ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДОКУМЕНТАМИ, СВЯЗАННЫМИ
С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГОВ. ИНАЧЕ – ШТРАФ
Непосредственное проведение проверки характеризуется совершением контролирующим органом определенных мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения нарушений законодательства. К таким мероприятиям, в частности, можно отнести действия:
– по истребованию у плательщика документов (ст. 75, подп. 1.1, 1.6 п. 1 ст. 81 НК);
– истребованию документов и информации о плательщике (подп. 1.5 п. 1 ст. 81 НК);
– изъятию оригиналов документов плательщика, истребованию представления выписок из них или копий (ст. 75, подп. 1.14 п. 1 ст. 81 НК);
– осмотру территорий или помещений плательщика, иных объектов (п. 2 ст. 74 НК);
– требованию от представителей плательщика проведения инвентаризации имущества (подп. 1.10 п. 1 ст. 81 НК);
– вызову плательщиков, иных лиц в связи с проверкой плательщика (ст. 77, подп. 1.2 п. 1 ст. 81 НК);
– привлечению экспертов (ст. 72 НК), специалистов (ст. 73 НК) и по использованию других прав, предоставленных НК.
Итак, прежде всего плательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (подп. 1.6 п. 1 ст. 22 НК). В связи с этим рекомендуется подготовить необходимые для проверки документы, а также помещение, пригодное для проведения проверки (п. 8 Положения).
Важно! В случае непредставления плательщиком в налоговые органы или их должностным лицам документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке (подп. 2.3 п. 2 ст. 53 НК). Кроме того, непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений влекут ответственность, установленную ст. 13.8 КоАП.
Напомним, что проверяемые организации, их представители обязаны выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов, обеспечить проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей (в т.ч. предоставить помещения, пригодные для проведения проверки), обеспечить проведение инвентаризации, содействовать в проведении проверки. В налоговой практике нередки случаи воспрепятствования проведению проверки, экспертизы, получению доступа к информационным системам и базам данных либо создания условий, препятствующих их проведению. Данные действия влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (ст. 23.2 "Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы" КоАП).