Ситуация
Организации решением исполкома в августе 2011 г. выделен во временное пользование земельный участок. Право организации на земельный участок было зарегистрировано в октябре 2011 г.
С какого месяца организация должна уплачивать земельный налог за земельный участок?
Земельный налог нужно исчислять начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 6 ст. 202 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Решение исполнительного комитета – основание для государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельных участков, а также возникновения или прекращения прав на них
Налоговым периодом земельного налога признают календарный год.
Основания для исчисления земельного налога перечислены в п. 3 ст. 202 НК. В частности, такими основаниями являются следующие документы:
– государственный акт на земельный участок;
– удостоверение на право временного пользования земельным участком;
– свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;
– решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
– сведения, направляемые в налоговые инспекции различными государственными органами.
К таким сведениям относят:
1) сведения о наличии земель (в т.ч. сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода) – их представляют землеустроительные службы местных исполнительных комитетов;
2) сведения, содержащиеся в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, – их представляют территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
3) сведения о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению.
Такое большое количество документов, которые служат основанием для исчисления земельного налога, существенно запутывает плательщиков этого налога при определении месяца, начиная с которого необходимо уплачивать налог.
Итак, нам нужно установить, какой документ является основанием для возникновения или перехода права на земельный участок: решение исполкома о выделении земельного участка или государственный акт на земельный участок.
Многие считают, что таким документом является государственный акт на земельный участок. Однако это неправильно. Обоснуем данный вывод.
Так, право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения (ст. 20 Кодекса РБ о земле). Исключения составляют случаи, предусмотренные частями второй и третьей ст. 20 Кодекса РБ о земле.
Cправочно: в случаях предоставления земельного участка в соответствии с Кодексом РБ о земле во временное пользование для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование, а право временного пользования – возникшим, перешедшим, прекратившимся с момента принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка, за исключением случаев истечения срока пользования земельным участком, предоставленным во временное пользование (часть вторая ст. 20 Кодекса РБ о земле).
В случае истечения срока пользования земельным участком, предоставленным во временное пользование либо аренду, эти права считаются прекратившимися с момента истечения такого срока (часть третья ст. 20 Кодекса РБ о земле).
Создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок (кроме случаев, указанных в части второй ст. 21 Кодекса РБ о земле), а также прекращение права временного пользования земельным участком или права аренды земельного участка в связи с истечением срока пользования им удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, выдаваемым организацией по государственной регистрации (ст. 21 Кодекса РБ о земле).
Справочно: право временного пользования земельным участком, предоставленным для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, осуществляется на основании решения о предоставлении земельного участка, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, без выдачи документа, удостоверяющего право временного пользования земельным участком (часть вторая ст. 21 Кодекса РБ о земле).
В то же время областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты в области использования и охраны земель принимают в соответствии с компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков решения, являющиеся основаниями для государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельных участков, возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на них (ст. 27, 28 и 29 Кодекса РБ о земле).
Таким образом, решение исполкома о выделении земельного участка является именно тем документом, на который сделана ссылка в п. 6 ст. 202 НК.
Итак, если в указанной в начале комментария ситуации земельный участок решением исполкома был выделен организации в августе 2011 г., а свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации выдано организацией по государственной регистрации в октябре 2011 г., то земельный налог за этот участок необходимо уплачивать с сентября 2011 г., т.е. с месяца, следующего за месяцем принятия решения исполкома о выделении земельного участка.
В ряде случаев организация может получить земельный участок без решения исполкома
При оформлении правоудостоверяющих документов на приобретенный в установленном законодательством порядке земельный участок либо при переходе права на расположенное на земельном участке капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение или доли в праве на данные объекты к другому лицу местный исполнительный комитет принимает решение об изъятии земельного участка у прежнего землепользователя и предоставлении его другому лицу:
– на основании проекта отвода данного участка – если при этом изменяются целевое назначение земельного участка, его размер и границы;
– без изготовления проекта отвода данного участка – при изменении в указанных случаях вида вещного права на земельный участок.
Случаи, когда не требуется принятие местным исполнительным комитетом решения об изъятии и предоставлении земельного участка или переходе права на него, определены п. 12 Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667. К ним относят:
– оформление правоудостоверяющих документов на приобретенный в установленном законодательством порядке земельный участок;
– переход права на расположенные на земельном участке капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение или доли в праве на данные объекты к другому лицу, если при этом не изменяются целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы.
В указанных случаях основанием для государственной регистрации права на земельный участок либо перехода права на него являются документы (например, договор купли-продажи), представленные участниками сделки для осуществления государственной регистрации права на приобретенный в установленном законодательством порядке земельный участок либо перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение или доли в праве на данные объекты.
Организация по государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня совершения регистрационного действия уведомляет о праве на земельный участок либо переходе права на него землеустроительную службу местного исполнительного комитета и территориальные налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
Пример
Организация в августе 2011 г. купила у предприятия здание и представила в организацию по государственной регистрации документы для регистрации права на приобретенное здание.
Определим, с какого момента организация-покупатель должна исчислять и уплачивать в бюджет земельный налог.
Организация по государственной регистрации при регистрации права на приобретенное здание должна одновременно зарегистрировать право организации – покупателя здания на земельный участок, занятый этим зданием.
Право организации-покупателя на здание и земельный участок, занятый зданием, было зарегистрировано в сентябре 2011 г. Таким образом, она должна платить земельный налог начиная с октября 2011 г., т.е. с месяца, следующего за месяцем регистрации права на участок.
За сентябрь 2011 г. земельный налог за земельный участок должно еще заплатить в бюджет предприятие – продавец здания.
В аналитической правовой системе "Бизнеc-Инфо" в блоке "Формы документов" вы можете найти, заполнить в формате MS Excel и распечатать форму налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.