Коммерческая организация приобрела квартиры (без отделки) в многоквартирном жилом доме за счет собственных средств с целью их последующей реализации физическим лицам (в бухгалтерском учете квартиры отражаются на счете 41 "Товары").
В течение 2011 и 2012 гг. предприятие несло расходы в виде коммунальных платежей по содержанию непроданных квартир. В 2013 г. руководство предприятия приняло решение сдавать внаем физическим лицам непроданные квартиры. Для осуществления данного вида деятельности предприятием были произведены силами организаций-подрядчиков отделочные работы квартир, приобретена и установлена мебель, бытовая техника.
В этой ситуации возникли следующие вопросы:
1. Как отразить в бухгалтерском учете и учитывать ли при налогообложении расходы по содержанию квартир (в т.ч. коммунальные платежи в части отчислений на капитальный ремонт и в резервный фонд товарищества собственников данного дома) до момента сдачи их внаем?
2. Как отразить в бухгалтерском учете и учитывать ли при налогообложении понесенные организацией такие расходы по ремонту и отделке квартир, как:
– электромонтажные, сантехнические и отделочные работы;
– услуги сторонней организации по уборке квартир после ремонта;
– покупка корпусной мебели, мебели для кухни, бытовой техники, телевизоров, штор и карнизов на окна.
Порядок приобретения квартир
К основным средствам не относятся готовая продукция и товары для перепродажи, числящиеся на складах организации (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (Инструкция действовала на дату приобретения квартир)).
Движение товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для реализации, следовало в 2011 г. отражать на счете 41 "Товары" (Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89; далее – Инструкция № 89).
Аналогичные требования предусмотрены в 2012 и в 2013 гг. (пп. 31 и 32 Инструкциио порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).
В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции необходимо отразить следующим образом:
Д-т 41 "Товары" – К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
– отражаем стоимость приобретенных квартир
Д-т 41 (26, 44) – К-т 60, 76 и др.
– отражаем иные расходы, связанные с приобретением квартир (расходы по регистрации и т.п.).
Бухгалтерский учет расходов по содержанию квартир в период, когда не осуществляется их коммерческая эксплуатация
Расходы по содержанию квартир в тот период, когда они еще не проданы и до того момента, пока не принято решение об их сдаче внаем, нужно квалифицировать как расходы по содержанию товаров.
Такие расходы следует учитывать на счете 44 "Расходы на реализацию" (Инструкция № 89, Инструкция № 50).
В частности, расходы по содержанию квартир, приобретенных для продажи, для целей налогообложения не будут являться затратами по содержанию объектов, не участвующих в предпринимательской деятельности организации, которые согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РБ (далее – НК) не уменьшают облагаемую налогом прибыль.
Для целей налогового учета данные затраты по содержанию квартир следует в общем случае квалифицировать как затраты, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), которые будут являться затратами, учитываемыми при налогообложении (ст. 130 НК).
Однако в отношении указанных в вопросе затрат в части отчислений на капитальный ремонт и отчислений в резервный фонд товарищества собственников нужно обратить внимание на следующее:
– отчисления на капитальный ремонт не имеют связи с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг) и, следовательно, не учитываются при налогообложении (п. 2 письма ИМНС РБ по г. Минску от 30.03.2010 № 2-2-12/460);
– товариществом собственников признается объединение собственников нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных Законом РБ от 08.01.1998 № 135-З "О совместном домовладении" (далее – Закон) и его уставом. Товарищество собственников создается и действует в соответствии с Законом, иными актами законодательства РБ и своим уставом.
Товарищество собственников является некоммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между своими участниками (ст. 20 Закона).
Таким образом, отчисления в резервный фонд товарищества собственников являются затратами, предусмотренными подп. 1.17 п. 1 ст. 131 НК, которые не учитываются при налогообложении.
В бухгалтерском учете в 2013 г. данные расходы следует отражать по дебету счета 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности" (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102) и п. 70 Инструкции № 50).
Принимая решение о сдаче квартир внаем, не забудьте перевести их в состав основных средств
Как уже указывалось выше, активы, приобретенные для продажи, учитываются на счете 41 "Товары". Вместе с тем в настоящее время законодательством РБ не установлены ограничения в отношении возможности использования активов, приобретенных для последующей перепродажи, для собственных нужд предприятия.
До момента использования приобретенных квартир для коммерческой эксплуатации посредством их сдачи внаем данные активы следует рассматривать в качестве объектов основных средств, так как они будут соответствовать критериям, установленным п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).
Данное решение может быть выражено в форме письменного приказа, распоряжения либо иного организационно-распорядительного документа.
Требованиями Инструкции № 89 и Инструкции № 50 не предусмотрена типовая корреспонденция счетов для рассматриваемой хозяйственной операции.
Однако положениями Инструкции № 89 и Инструкции № 50 установлено, что в случае возникновения в процессе хозяйственной деятельности операций, корреспонденция счетов по которым не предусмотрена, организация может составлять соответствующую корреспонденцию счетов исходя из содержания хозяйственной операции.
На основании вышеизложенного перевод товаров в состав основных средств может быть отражен в бухгалтерском учете следующим образом:
Д-т 08 – К-т 41
– отражаем перевод товаров в состав вложений во внеоборотные активы на основании решения руководителя предприятия;
Д-т 01 – К-т 08
– отражаем ввод в эксплуатацию объектов основных средств.
Ремонт квартир
Расходы по ремонту квартир, в частности электромонтажные, сантехнические и отделочные работы, следует квалифицировать как расходы по модернизации объектов основных средств.
Для правильной классификации таких работ необходимо воспользоваться нормами Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), в которой закреплены определения ремонта, реконструкции и модернизации.
В рассматриваемой ситуации не происходит восстановление работоспособности, устранение износа либо неисправностей объекта основных средств, поэтому расходы по отделке приобретенных новых квартир следует квалифицировать как работы по модернизации и относить на увеличение стоимости соответствующих объектов основных средств.
Приобретение предприятием мебели, отдельных предметов интерьера, бытовой техники, телевизоров, штор и карнизов на окнаи иных аналогичных активов необходимо рассматривать как приобретение запасов (а именно материалов), которые в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133, и Инструкцией № 50 отражаются на счете 10 "Материалы".
Их списание (перенесение части их стоимости) на затраты по производству и реализации продукции осуществляется в порядке, установленном учетной политикой организации.
Начисление амортизации до сдачи квартир в аренду
Амортизационные отчисления по объектам жилищного фонда, приобретенным (полученным) с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, организации включают в состав прочих расходов в пределах указанных средств республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, отраженных в составе прочих доходов организации (бюджетные организации относят на уменьшение фонда в основных средствах) (п. 45 Инструкции № 37/18/6).
Так как в рассматриваемой ситуации квартиры приобретены за счет собственных средств организации, то положения п. 45 Инструкции № 37/18/6 в данной ситуации применяться не будут.
Сдаваемые внаем квартиры согласно п. 4 и гл. 2 Инструкции № 37/18/6 будут являться объектами начисления амортизации.
Однако, руководствуясь п. 34 Инструкции № 37/18/6, организация не будет начислять амортизационные отчисления до сдачи квартир в аренду.
Бухгалтерский учет и налогообложение расходов по содержанию квартир в период, когда осуществляется их коммерческая эксплуатация
Сдача внаем квартир физическим лицам после заключения договора о найме жилого помещения в порядке, предусмотренном гл. 8 Жилищного кодекса РБ, будет рассматриваться как один из видов предпринимательской деятельности, осуществляемой организацией (код 70200 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Виды экономической деятельности" ОКРБ 005-2006, утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65).
Доходы и расходы по осуществлению данного вида деятельности согласно требованиям Инструкций № 50, № 102 и налогового законодательства РБ будут учитываться в порядке, установленном для отражения доходов и расходов по иным видам предпринимательской деятельности.
При использовании приобретенных квартир для коммерческой эксплуатации посредством их сдачи внаем данные активы следует рассматривать в качестве инвестиционной недвижимости, так как они будут соответствовать критериям, установленным п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25):
– недвижимое имущество сдано в аренду;
– организацией предполагается получение экономических выгод, связанных с недвижимым имуществом;
– стоимость недвижимого имущества может быть достоверно определена.
Д-т 03 – К-т 01.
Доходы и расходы по инвестиционной деятельности отражают на основании норм Инструкции № 102 и Инструкции № 37/18/6 следующим образом:
Д-т 62 – К-т 91
– отражен доход от сдачи квартир в аренду;
Д-т 91 – К-т 68
– исчислен НДС;
Д-т 91 – К-т 02
– начислена амортизация по сданным в аренду квартирам;
Д-т 91 – К-т 10, 60, 69, 70 и др.
– учтены иные расходы, связанные с предоставлением в аренду квартир.
По мнению редакции, перевести активы в виде квартир, числящиеся на счете 41, в инвестиционную недвижимость можно, минуя счет 01. При принятии решения о сдаче их в аренду организация может сделать в бухгалтерском учете следующие записи:
Д-т 08 – К-т 41
– отражена стоимость квартир, подлежащих переводу в инвестиционную недвижимость;
Д-т 08 – К-т 10, 68, 69, 70 и др.
– отражены фактические затраты, связанные с приведением инвестиционной недвижимости в состояние, пригодное для использования;
Д-т 03 – К-т 08
– отражена первоначальная стоимость инвестиционной недвижимости при выполнении условий, установленных в п. 2 Инструкции № 25.