Успешность и эффективность участия в выставке зависит от многих факторов, в т.ч. от выбора тематики выставки, качества подготовительных мероприятий, документального оформления отгрузки товаров и приема денежных средств, полного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций.
В табл. 1 рассмотрим порядок отражения в бухучете наиболее часто встречаемых ситуаций, касающихся продвижения готовой продукции (товара) к потребителю посредством участия в выставке.
Пример 1
Учитываем расходы по участию в выставке
Организация принимала участие в выставке собственной продукции, проходившей в Германии. Организаторами выставки в акте об оказанных услугах определены следующие виды услуг: регистрационный сбор – 70 евро, аренда павильона – 500 евро, стоимость освещения – 60 евро. Стоимость образцов готовой продукции, отпущенных со склада для демонстрации на выставке, составила 10 800 000 руб. Сумма командировочных расходов работников организации, принимавших участие в выставке, равна 850 евро. После окончания выставки стоимость возвращенных демонстрационных образцов (с учетом потери качества, розданных посетителям – потенциальным покупателям) оценена на сумму 2 700 000 руб.
Данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом (см. табл. 2).
Пример 2
Бухгалтерский учет продажи продукции на выставке
Производственная организация в марте 2011 г. в рекламных целях участвовала в выставке-продаже. Во время проведения выставки она осуществляла продажу выпускаемой продукции (трикотажные изделия) в розницу.
Для учета выпущенной из производства продукции организация использует счет 40 "Выпуск продукции, работ, услуг".
Со склада готовой продукции отпущено трикотажных изделий на сумму (условно) 100 000 руб. (по нормативной себестоимости). Сформированная продажная стоимость продукции составила 132 000 руб., в т.ч.: наценка – 10 000 руб., НДС – 22 000 руб. Фактическая производственная стоимость продукции, определенная по окончании месяца, равна 95 000 руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи (см. табл. 3).
Примечание. В большинстве своем реализация продукции на выставках-ярмарках предполагает возможность получения выручки при непосредственном отпуске продукции. Если возникает ситуация последующей оплаты отпущенной продукции, а метод определения выручки – "по оплате", то в таком случае в учет следует вносить записи с применением счета 45 "Товары отгруженные" (по фактической себестоимости).