Как вы можете получить сведения? Что для этого необходимо?
Законом РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее – Закон) закреплено 2 подхода к представлению сведений из ЕГРН (ст. 29 Закона).
1. Республиканская и территориальные организации по государственной регистрации обязаны представлять любому лицу необходимую информацию только о существующих в момент выдачи информации правах и ограничениях (обременениях) прав (далее – актуальные права и ограничения (обременения) прав) на конкретный объект недвижимого имущества.
Такая информация представляется в виде выписки из регистрационной книги по форме, утвержденной Госкомимуществом, которая содержит, в частности:
– основные данные объекта недвижимого имущества;
– идентификационные сведения о собственнике недвижимого имущества, при общей долевой собственности указываются размер доли и идентификационные сведения о каждом сособственнике;
– перечень актуальных прав и ограничений (обременений) прав в отношении недвижимого имущества (кроме права собственности), срок действия прав, ограничений (обременений) прав, идентификационные сведения о правообладателях и лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения).
2. Обобщенная информация обо всех принадлежащих конкретному лицу правах на объекты недвижимого имущества представляется, в частности:
– самому правообладателю (т.е. самой организации в отношении всех принадлежащих ей объектов);
– лицам, которым права на недвижимое имущество переходят в порядке универсального правопреемства (в т.ч. по результатам реорганизации юридического лица);
– государственным органам, иным государственным организациям, нотариусам в случаях, предусмотренных законодательными актами (в т.ч. налоговым органам).
Информация или мотивированный отказ в выдаче информации представляются письменно в течение 3 рабочих дней со дня подачи обращения и внесения платы за представление информации. В случае отказа выдать информацию плата за представление информации возвращается.
Отказ в выдаче информации, а также уклонение от представления информации могут быть обжалованы в суде.
Куда следует обратиться за государственной регистрацией?
Государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним проводят республиканские унитарные предприятия, созданные в каждом областном центре и г. Минске. Например, в г. Минске – это РУП "Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру", в г. Бресте – РУП "Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру" и т.д. Деятельность каждой территориальной организации осуществляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в пределах территории соответствующего регистрационного округа. В отдельных случаях (например, если имущество расположено на территории более чем одного регистрационного округа) регистрацию проводит соответствующая республиканская организация – ГУП "Национальное кадастровое агентство". Эта же организация ведет ЕГРН (ст. 13 Закона).
Что нужно знать о процедуре государственной регистрации
Регистрационные действия совершаются в 4 этапа (ст. 31–39 Закона):
1) прием документов, представленных для осуществления государственной регистрации.
Перечни документов определены гл. 17 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – единый перечень).
Регистратор, приняв документы, незамедлительно вносит в журнал регистрации заявлений информацию о заявителе, дате, времени поступления и перечне поступивших документов (в т.ч. заявления), а также выдает заявителю на руки документ, подтверждающий прием документов, с указанием даты, времени приема и перечня принятых документов, если иной порядок выдачи такого документа не установлен законодательством РБ (пп. 6 и 8 ст. 34 Закона).
2) принятие решения о совершении регистрационных действий;
3) совершение регистрационных действий, осуществляемое путем внесения соответствующей записи в регистрационную книгу.
4) удостоверение произведенной государственной регистрации путем выдачи заявителю свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации.
Удостоверение государственной регистрации, произведенной на основании обязательного для исполнения предписания, судебного постановления, поступивших в организацию по государственной регистрации из государственных органов, наделенных в соответствии с законодательными актами такими правами, осуществляется путем направления заинтересованным лицам извещения о государственной регистрации с последующей выдачей свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации.
Важно! В случае совершения регистрационного действия моментом государственной регистрации являются время и дата приема документов, представленных заявителем для осуществления государственной регистрации, которые внесены в журнал регистрации заявлений. Такие время и дата указываются в документе, выдаваемом заявителю на 1-м этапе (см. выше).
Случаи, когда вам необходимо зарегистрировать создание объекта недвижимости
К таким случаям Закон, в частности, относит (ст. 44 Закона):
1) строительство и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места;
2) разрешение в соответствии с законодательными актами государственной регистрации создания капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машиноместа, строительство которых было осуществлено самовольно. Такое разрешение дается в порядке, установленном в п. 3.30 единого перечня;
3) раздел недвижимого имущества.
Раздел недвижимого имущества осуществляется на основании:
– договора о разделе недвижимого имущества, являющегося общей собственностью, на 2 или более объекта недвижимого имущества, заключенного в установленном порядке между сособственниками и (или) лицами, которым недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления;
– единоличного решения о разделе недвижимого имущества на 2 или более объекта недвижимого имущества, принятого в установленном порядке его собственником или лицом, которому недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления;
– судебного постановления;
4) слияние недвижимого имущества.
Слияние недвижимого имущества осуществляется на основании:
– договора о слиянии 2 или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества с образованием общей собственности, заключенного в установленном порядке между собственниками и (или) лицами, которым недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления;
– единоличного решения о слиянии 2 или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества, принятого в установленном порядке их собственником или лицом, которому недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления;
– судебного постановления.
Важно! Слияние недвижимого имущества может осуществляться только в отношении объектов недвижимого имущества одного вида и непосредственно примыкающих друг к другу. В отношении капитальных строений (зданий, сооружений) возможно также слияние, если в результате проведения строительных работ произошло образование единого капитального строения (здания, сооружения);
5) вычленение изолированного помещения, машино-места из капитального строения (здания, сооружения).
Такое вычленение осуществляется на основании:
– единоличного решения собственника капитального строения (здания, сооружения), лица, которому строение принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, принятого в установленном порядке;
– договора между сособственниками и (или) лицами, которым недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, заключенного в установленном порядке;
– судебного постановления.
Вычленение изолированного помещения, машино-места не изменяет характеристик капитального строения (здания, сооружения), из которого они вычленены. При вычленении строительные работы не производятся.
Случаи, когда необходимо регистрировать возникновение, переход, прекращение прав на капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, машино-место
Основаниями для регистрации возникновения, перехода, прекращения прав на капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, машино-место являются, в частности:
– договоры и иные сделки, предусмотренные законодательством, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законодательством РБ, но не противоречащие ему;
– акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены законодательством в качестве основания возникновения, перехода, прекращения прав на недвижимое имущество;
– судебные постановления, устанавливающие или прекращающие права на недвижимое имущество;
– копии актов судебного исполнителя о состоявшихся торгах (о приобретении на торгах имущества), а также акты судебного исполнителя о передаче имущества взыскателю;
– протоколы о результатах публичных торгов (аукционов) в отношении недвижимого имущества, обращенного в доход государства и реализованного согласно законодательству на публичных торгах (аукционах) (ст. 55 Закона).