Объекты жилищного фонда учитывают на счете 01 "Основные средства". Для учета таких объектов к этому счету могут быть открыты соответствующие субсчета.
ПОСТУПЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА…
…при приобретении, сооружении
Фактические затраты, связанные с приобретением, сооружением объектов жилищного фонда в бухгалтерском учете отражают по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счетов 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
Сформированную первоначальную стоимость объектов жилищного фонда списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01.
На сумму прибыли, направленной на приобретение или строительство объектов жилищного фонда, дебетуют счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредитуют счет 83 "Добавочный фонд".
…при безвозмездном получении
Первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов жилищного фонда (за исключением объектов организации в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа) в бухгалтерском учете отражают по дебету счета 01 в корреспонденции с кредитом счета 98 "Доходы будущих периодов". Суммы, учтенные на счете 98, списывают на счет 92 "Внереализационные доходы и расходы".
Безвозмездно полученные объекты могут отражаться непосредственно по кредиту счета 92, минуя счет 98 (п. 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств), утвержденной постановлением Минфина РБ от 24.02.2006 № 17).
В случае, когда республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, осуществляют финансирование строительства объектов, подведомственные организации стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств для их дальнейшей эксплуатации отражают по дебету счета 01 в корреспонденции с кредитом счета 83. В этом же порядке в бухгалтерском учете отражают безвозмездное получение объектов основных средств от организаций в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа.
…при получении за счет средств целевого финансирования
Фактические затраты по принятым объектам к бухгалтерскому учету в составе основных средств списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01.
Средства республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, направленные на финансирование приобретения основных средств, отражают по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с кредитом счета 98 с последующим списанием в кредит счета 92.
Схема отражения в учете операций, связанных с поступлением объекта жилищного фонда, приобретенного за счет средств целевого финансирования, приведена в табл. 1.
АМОРТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Для учета амортизации по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим объектам, воспроизводство которых уже осуществлялось за счет собственных источников или с привлечением бюджетных средств, согласно нормам Инструкции № 89 предназначен забалансовый счет 014 "Потеря стоимости основных средств". Потерю стоимости по указанным объектам отражают на данном счете в конце года в порядке, установленном законодательством. При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) накопленную амортизацию по ним списывают по кредиту счета 014.
Потерю стоимости объектов основных средств отражают в бухгалтерском учете в конце отчетного года справочно на забалансовых счетах, если расходы на их создание и (или) содержание финансируются с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов и эти объекты являются объектами жилищного фонда (подп. 33.2 п. 33 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).
Аналитический учет по счету 014 ведут по каждому объекту жилищного фонда.
Критерием для забалансового учета объектов жилищного фонда является использование данного объекта в предпринимательской деятельности. Если объект используют в предпринимательской деятельности, амортизацию по нему ежемесячно начисляют в общем порядке и относят за счет соответствующих источников. Если его не используют в этом качестве, то амортизацию по объекту жилищного фонда накапливают на забалансовом счете 014.
Кроме этого, в настоящее время амортизацию по объектам жилищного фонда отражают на забалансовом счете в том случае, если расходы на их создание и (или) содержание финансируют с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Если объекты жилищного фонда получены безвозмездно либо приобретены (созданы) за счет собственных источников или заемных средств, амортизацию начисляют в общем порядке.
Потерю стоимости объектов жилищного фонда определяют исходя из нормативных сроков службы линейным способом и отражают в бухгалтерском учете справочно на забалансовом счете 014 в конце отчетного года без формирования источника (п. 33 Инструкции № 37/18/6).
При ведении раздельного учета предпринимательской деятельности обслуживающих производств и хозяйств амортизационные отчисления от стоимости объектов основных средств обслуживающих производств и хозяйств в бухгалтерском учете отражают по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств". При списании амортизационных отчислений в составе расходов некоммерческой организации обслуживающих производств и хозяйств – по дебету счета 92 в корреспонденции с кредитом счета 29 (п. 5 Инструкции № 37/18/6).
ВЫБЫТИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА…
Порядок учета выбытия объектов жилищного фонда зависит от того, как начисляют амортизацию: либо с отнесением за счет источников, либо накапливают на забалансовом счете 014, а также от направления выбытия объектов (списание, безвозмездная передача, продажа и др.).
…при списании объектов
Результат от списания с бухгалтерского учета объектов жилых зданий и других объектов основных средств на основании акта о списании основных средств, потерю стоимости которых отражают в бухгалтерском учете в конце отчетного года на забалансовых счетах, в операционные расходы не включают, а отражают по дебету счета 83 в корреспонденции с кредитом счета 01 (п. 50 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (в ред. от 29.12.2007 № 208 (далее – Инструкция № 127)).
Пример 1
Первоначальная стоимость списываемого объекта жилого фонда составляет 150 000 тыс. руб.
Начисленная амортизация за балансом – 80 000 тыс. руб.
Расходы по ликвидации – 1 500 тыс. руб.
Оприходование материальных ценностей, полученных от ликвидации объекта, – 4 000 тыс. руб.
Убыток от списания объекта равен 147 500 тыс. руб.
В бухгалтерском учете производят следующие записи (см. табл. 2).
– по дебету счета 01, субсчет "Выбытие основных средств", и кредиту счета 01 списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта;
– по дебету счета 02 и кредиту счета 01, субсчет "Выбытие основных средств", отражают сумму накопленной амортизации по данному объекту;
– по дебету счета 91 "Операционные доходы и расходы" и кредиту счета 01, субсчет "Выбытие основных средств", списывают остаточную стоимость выбывающего объекта;
– по дебету счета 91 и кредиту счетов 23, 70, 69, 60, 76 и др. отражают сумму расходов, связанных со списанием объекта;
– по дебету счета 10 и кредиту счета 91 оприходуют стоимость материалов по ценам возможного использования, полученных при разборке объектов;
– по дебету счета 10 и кредиту счета 92 оприходуют стоимость материалов, полученных при разборке объектов, ликвидированных в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций по ценам возможного их использования;
– результат от списания объекта отражают в бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счетов 91, 92 в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 99 "Прибыли и убытки" в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Источник, за счет которого производят списание остаточной стоимости объектов на основании актов о списании объектов основных средств, определяет собственник (п. 43 Инструкции № 127).
Списание пришедших в негодность и неиспользуемых объектов за счет средств добавочного фонда в размере их остаточной стоимости можно отражать по дебету счета 83 на субсчете "Фонд в основных средствах" в корреспонденции с кредитом счета 91.
Если на конец отчетного периода остаточная стоимость объекта, списанная за счет средств добавочного фонда, превысила остаток добавочного фонда, отраженного в бухгалтерском учете на субсчете "Фонд в основных средствах", делают запись по дебету счета 83 в корреспонденции с кредитом счета 91 методом "красное сторно" на сумму превышения.
Пример 2
При тех же исходных данных, что и в примере 1, схема отражения в учете списания объекта жилищного фонда будет следующая (см. табл. 3):
Первоначальную стоимость выбывающих объектов, по которым амортизация накапливалась за балансом, либо остаточную стоимость выбывающих объектов, по которым амортизация начислялась в общем порядке, списывают:
– в дебет счета 92 (за исключением безвозмездной передачи объектов основных средств организациям в пределах одного собственника по его решению либо уполномоченного им органа);
– в дебет счета 83 – при безвозмездной передаче объектов основных средств организациям в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа, а также объектов основных средств, находящихся в государственной собственности (республиканская или коммунальная), между государственными унитарными предприятиями по решению собственника или уполномоченного им органа в порядке, установленном законодательством.
Одновременно списывают накопленную амортизацию по переданным объектам в кредит счета 014 либо в дебет счета 02 и кредит счета 01.
Расходы, связанные с безвозмездной передачей объектов основных средств, списывают в дебет счета 92 с кредита счетов 23, 70, 69, 60, 76 и др.
Результат от безвозмездной передачи объектов отражают по дебету счета 99 и кредитусчета 92.
Пример 3
При тех же исходных данных, что и в примере 1, в учете производят следующие записи (см. табл. 4, 5):
а) амортизация начислялась за балансом (кроме безвозмездной передачи в пределах одного собственника):
Первоначальную стоимость выбывающих объектов, по которым амортизацию накапливали за балансом, либо остаточную стоимость выбывающих объектов, по которым амортизацию начисляли в общем порядке, списывают в дебет счета 91 и кредит счета 01.
Одновременно списывают накопленную амортизацию по проданным объектам в кредит счета 014 либо в дебет счета 02 и кредит счета 01.
Расходы, связанные с продажей объектов, отражают по дебету счета 91 и кредиту счетов 23, 70, 69, 60, 76 и др.
Выручку от реализации отражают по кредиту счета 91 и дебету счета 62 и др.
Прибыль (убыток) от продажи объектов списывают в кредит (дебет) счета 99 в корреспонденции с дебетом (кредитом) счета 91.
Пример 4
Первоначальная стоимость продаваемого объекта составляет 150 000 тыс. руб.
Начисленная амортизация – 80 000 тыс. руб.
Остаточная стоимость равна 70 000 тыс. руб.
Расходы по продаже – 1 500 тыс. руб.
Выручка от продажи составляет 73 500 тыс. руб.
Прибыль от продажи равна 2 000 тыс. руб.
В бухгалтерском учете производят следующие записи (см. табл. 6, 7):
а) амортизация начислялась за балансом:
По нормам Инструкции № 89 затраты по содержанию объектов жилищного фонда учитывают на субсчете 29-1 "Жилищно-коммунальные хозяйства". Он предназначен для учета расходов на содержание жилых домов, общежитий, коммунальных служб, находящихся на балансе организации, обеспечивающих содержание, использование и технический надзор за состоянием зданий, сооружений, внутридомовых и наружных сетей, устройств водопровода, канализации, электроосвещения, тепло- и газоснабжения.
Затраты по содержанию жилищного фонда, находящегося на балансе организации, списывают в дебет счета 92 с кредита счета 29.
При налогообложении прибыли в состав внереализационных расходов включают расходы организаций в виде разницы между суммой расходов на содержание находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений образования, домов престарелых и инвалидов, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта и суммой доходов, связанных с эксплуатацией указанных учреждений и объектов, получаемых организациями. Такой порядок применяют также в отношении расходов на эти цели при долевом участии организаций в содержании указанных учреждений и объектов и не применяют при их использовании исключительно в предпринимательской деятельности (подп. 3.26 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса РБ).
Пример 5
Затраты по содержанию объектов жилищного фонда составляют 12 900 тыс. руб.
Доходы по предоставлению за плату жилья – 7 500 тыс. руб.
Разница между суммой расходов и доходов равна 5 400 тыс. руб.
В бухгалтерском учете согласно табл. 8 производят следующие записи: