Напомним, что с 27 августа 2018 г. вступила в силу Инструкция № 66 [2], которая определяет порядок формирования цен на продукцию общественного питания для всех учреждений образования, в т.ч. учреждений общего среднего образования. По всей республике устанавливаются единые предельные максимальные торговые надбавки и наценки.
Формирование розничных цен на сырье
Розничные цены на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, субъекты общественного питания определяют исходя из отпускной цены, НДС (если в стоимость сырья, используемого для производства продукции общественного питания, включена сумма НДС), торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) (п. 4 Инструкции № 66).
Предельные максимальные торговые надбавки устанавливаются к отпускной цене производителя или импортера. Это исключает возможность необоснованного завышения цен на сырье при приобретении продукции через оптовое звено.
Предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, устанавливаются в следующих размерах:
– в учреждениях общего среднего образования независимо от источника финансирования – 20 %;
– в других учреждениях образования при организации питания:
с использованием бюджетных средств – 20 %;
без привлечения бюджетных средств – 30 % (п. 5 Инструкции № 66).
В случае введения регулирования цен на социально значимые товары по постановлению № 35 [3] и постановлению № 81 [4] при формировании розничных цен на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, субъекты общественного питания должны соблюдать установленные ограничения.
Сформированные субъектами общественного питания розничные цены на товары учитываются в реестре розничных цен или книге учета поступления товаров (п. 6 Инструкции № 66).
Формирование розничных цен на продукцию общественного питания
Розничную цену на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, определяют исходя из розничной цены на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, с учетом наценки в размере, не превышающем установленный в п. 8 Инструкции № 66 (п. 7 Инструкции № 66).
Предусмотрена дифференциация размера предельной максимальной наценки в зависимости от использования учреждением образования средств бюджета:
– в учреждениях общего среднего образования независимо от источника финансирования – 40 %;
– в других учреждениях образования при организации питания:
с использованием бюджетных средств – 40 %;
без привлечения бюджетных средств – 50 %.
Розничные цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, формируют с применением предельных максимальных наценок к розничным ценам на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, в размерах, не превышающих:
40 % – на полуфабрикаты;
60 % – на хлеб, хлебобулочные, булочные и кондитерские изделия (п. 9 Инструкции № 66).
При обслуживании фуршетов, банкетов, других мероприятий субъекты общественного питания цены на продукцию общественного питания формируют с учетом конъюнктуры рынка (п. 17 Инструкции № 66).
Следовательно, во всех остальных объектах общественного питания и в кондитерских цехах организаций торговли цены на хлебобулочные и кондитерские изделия формируются свободно с учетом спроса и предложения.
Рассмотрим порядок формирования цен на кондитерские изделия на условных ситуациях.
Ситуация 1
Цены на выпечку для школьников
Комбинат школьного питания выпекает булочные изделия в кондитерском цехе и реализует их в буфете столовой при обслуживании учащихся.
Розничные цены на хлеб, хлебобулочные, булочные, кулинарные изделия и кондитерские изделия, реализуемые в учреждениях образования, формируются с применением предельных максимальных наценок к розничным ценам на товары, используемые в качестве сырья для их производства, в размерах, не превышающих 60 % (п. 9 Инструкции № 66).
Важно! В случае возникновения расчетного завышения размера предельного уровня розничной цены, надбавки и (или) наценки необходимо корректировать применяемую розничную цену, надбавку и (или) наценку в сторону уменьшения.
Ситуация 2
Цены на выпечку для ярмарки
Комбинат школьного питания выпекает булочные изделия в кондитерском цехе и производит отпуск сторонним организациям для последующей реализации населению при выездном обслуживании на предпраздничной ярмарке.
При обслуживании фуршетов, банкетов, других мероприятий субъекты общественного питания цены на продукцию общественного питания формируют с учетом конъюнктуры рынка (п. 17 Инструкции № 66).
В настоящее время в цехах по производству булочных, булочно-кондитерских изделий организаций розничной торговли и общественного питания (исключение – объекты общественного питания учреждений образования) уровень применяемой наценки или уровень цен определяется руководителем самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Розничные цены на хлеб, хлебобулочные, булочные и кондитерские изделия формируют исходя из стоимости набора сырья или продовольственных товаров в розничных ценах и наценок, определяемых с учетом конъюнктуры рынка.
Данный метод является традиционным и применяется в настоящее время большинством объектов общественного питания и организаций розничной торговли, которые имеют цеха по производству булочных, булочно-кондитерских изделий. Суть данного метода в том, что сырье включается в калькуляционную карточку согласно рецептурам по нормам вложения по сформированным розничным ценам с применением наценки к общей стоимости сырья.
Важно! Организации розничной торговли, имеющие цеха по производству булочных, булочно-кондитерских изделий, и организации общественного питания розничные цены на сырье определяют исходя из отпускной цены организации-производителей или импортеров, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-производителя или импортера и НДС. Данный метод актуален и при формировании цен в объектах общественного питания (кафе, ресторанах, барах, столовых, заготовочных цехах, пиццериях и т.п.), а также при перемещении продовольственного сырья из другого структурного подразделения по розничным ценам (из магазина или склада и т.п.).
Отпуск собственной продукции, произведенной в организациях розничной торговли, имеющих цеха по производству булочных, булочно-кондитерских изделий, и организациях общественного питания, сторонним организациям для последующей реализации населению через розничные торговые объекты или торговые объекты общественного питания может производиться:
– по сформированным организацией-продавцом ценам с предоставлением организации-покупателю торговой скидки по соглашению сторон;
– по сформированным отпускным ценам, если объект общественного питания формирует цены на основе себестоимости и рентабельности.
Скидки в зависимости от условий договора поставки предоставляются в соответствии с утвержденным субъектом хозяйствования положением о предоставлении скидок. Порядок применения скидок должен содержать фиксированные размеры скидок и конкретные условия, в зависимости от которых они предоставляются.
При предоставлении объектом общественного питания скидок со сформированных им розничных цен организация-покупатель реализует поставленную продукцию по сформированным розничным ценам. В данном случае предоставленная скидка не уменьшает розничную цену организации-изготовителя.