Экономическое развитие большинства стран в последнее время сопряжено с рядом серьезных трудностей. Одним из приоритетных направлений их преодоления является расширение масштабов деятельности малого бизнеса во всех формах и видах. Гибкой по структуре и небольшой по размеру компании легче следовать потребительским предпочтениям, производить широкую номенклатуру конкурентоспособных изделий и услуг, использовать современную технику и технологию.
Интенсивный рост числа предприятий малого бизнеса в странах с рыночной экономикой обусловлен несколькими факторами: появление новых технологий, оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в маломпроизводстве; качественное развитие инфраструктуры, в т.ч. средств связи и информации; рост образовательного уровня населения и квалификации работников. Все это привело к поистине революционному скачку в малом бизнесе. По данным Ежегодного отчета по малому и среднему бизнесу ЕС, в 2011 г. предприятия малого и среднего бизнеса составляли 99,8 % всех субъектов в ЕС и формировали 58,6 % добавленной стоимости европейской экономики. На них трудились приблизительно 20,8 млн. человек (66,7 % рабочих мест), т.е. из каждых трех работников двое были заняты на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Развитию малого бизнеса также способствовала индивидуализация потребления, во многом изменившая направленность производства, его привычные приоритеты.
Изменения в мировой экономике стимулировали появление новых организационных форм частного предпринимательства, способных быстро внедрять новейшие разработки на стыке различных сфер производства. Это в свою очередь заставило правительства индустриально развитых стран ввести комплекс налоговых льгот, поощряющих деятельность малого бизнеса и облегчающих его налоговое бремя.
Особые подходы
Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В отношении малого бизнеса там получили развитие 2 группы льгот:
– льготы, направленные на поддержание конкурентоспособности малых предприятий, повышение их инвестиционной и инновационной активности;
– льготы, позволяющие упростить налоговое администрирование этой группы налогоплательщиков.
Налогообложение малого бизнеса в экономически развитых странах стремятся сделать максимально рациональным, упрощенным, отойти от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем.
Подход различных стран к налогообложению малых предприятий, его целям, критериям признания предприятия малым и разделению таких предприятий на категории, определению налоговой базы и структуры налоговых ставок зависит от различных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут выступать различные для каждой страны традиции уплаты налогов, различная степень налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, возможности контроля состороны налоговых органов. Выбор определенного порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на необходимости стимулирования малых предприятий и одновременно зависит от способности налоговых органов данной страны применять выбранные методы.
Практика налогообложения малых предприятий
Сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает по отношению к субъектам малого предпринимательства 2 основных подхода:
1) введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль, реже по НДС);
2) введение особых режимов налогообложения малого бизнеса.
Оба подхода претерпели существенные изменения в ходе налоговых реформ 80–90-х гг. XX в.
Что касается первого подхода, то до середины 1980-х гг. налогообложение прибыли в большинстве развитых стран было основано на сочетании высоких налоговых ставок с широкой системой налоговых льгот (в основном для приоритетных отраслей). Реорганизация налоговых систем фактически повсеместно привела к снижению налоговых ставок и степени прогрессивности шкалы налогов, а также введению более умеренной системы налоговых льгот.
Именно в этот период получила развитие система "щадящего" налогообложения малого бизнеса с использованием налоговых льгот, поощряющих их деятельность и облегчающих налоговое бремя (см. схему).
Современная практика налогообложения малых предприятий, применяемая за рубежом, отличается в зависимости от политики государства: законодательством определенной страны вообще может быть не предусмотрен особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства, но при этом, как правило, малому бизнесу предоставляется ряд преимуществ; в отношении малого бизнеса государство устанавливает специальный режим налогообложения.
В первом случае при сохранении для малых предприятий обязанности по уплате всех видов налогов, как правило, предусматривается упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).
Во втором случае применение специального режима налогообложения предполагает оценку потенциального дохода малых предприятий на основе косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.
В число стран, применяющих специальные налоговые режимы для малых предприятий, входят Испания, Франция, Турцияи др. К странам, предоставляющим малым предприятиям ряд специфических преимуществ (без применения специальных налоговых режимов), относятся Великобритания, Нидерланды, Швеция, США и др.
Налоговые льготы
Самая крупная группа налоговых льгот, затрагивающая деятельность сектора малого предпринимательства и присутствующая в налоговых системах почти всех развитых стран, связана с налогообложением прибыли. В развитых странах малому предпринимательству предоставляются значительные налоговые льготы. В Японии, США, Великобритании ставки налога на прибыль и НДС применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода.
Пониженные ставки для малых предприятий устанавливаются не только правительством, но и местными органами власти. В Японии для предприятий с капиталом не более 100 млн. иен применяются пониженные ставки налога на прибыль с корпораций: с годового дохода до 8 млн. иен ставка составляет 28 %, при повышении годового дохода – 37 %. Малые и средние предприятия пользуются налоговыми льготами в виде пониженных ставок и по местным налогам. Так, например, местный предпринимательский налог напрямую зависит от годового оборота хозяйствующего субъекта. Если корпорация имеет оборот в год не более 3,5 млн. иен, действует ставка в 6 %, от 3,5 до 7 млн. иен – 9 %, свыше 7 млн. иен – 12 %.
Прогрессивное налогообложение прибыли применяется и в США. Налог на прибыль корпораций при объеме производства до 25 тыс. долл. взимается в размере 15 %, 25–50 тыс. долл. – 18 %, 50–75 тыс. долл. – 40 %. Налоговые льготы малым предприятиям предоставляются также на уровне штатов, где они применяются для привлечения предпринимателей в депрессивные регионы, предпринимательские зоны.
Интересен опыт Франции, где для малого и среднего бизнеса действует целый ряд налоговых льгот. Например, на 40–50 % снижен налог на прибыль с корпораций, осваивающих новые технологии. Предусматривается и возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.
Система налогообложения Великобритании предусматривает следующие льготы для малых и средних фирм:
– пониженные ставки подоходного налога;
– пониженные ставки налога на социальные расходы;
– ускоренная амортизация;
– уменьшенный корпоративный налог. Так, при стандартной ставке корпоративного налога в 35 % для малых предприятий она составляет 27 %.
Специальные режимы налогообложения
Наиболее распространенными являются 2 типа стимулирования малого бизнеса: упрощенное и вмененное налогообложение, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные вариации и смешанные формы.
В общем виде упрощенная система налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов, упрощая порядок их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).
Зарубежный опыт применения специальных режимов налогообложения показывает, что такие налоговые режимы фактически подразумевают установление отдельных видов налогов и имеют следующие положительные черты:
– замена ряда налогов единым налогом;
– максимальное упрощение взаимоотношений налогоплательщиков с бюджетом, что создает заинтересованность в добровольном и объективном декларировании своих доходов;
– упрощение порядка расчета налоговых обязательств субъектов малого предпринимательства;
– прозрачный механизм учета доходов и расходов;
– значительная экономия средств налогоплательщиков за счет снижения налогового бремени;
– стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства;
– возможность привлечь к уплате налога организации, в отношении которых налоговый контроль значительно затруднен.
Наиболее интересной является практика внедрения особых режимов налогообложения малого бизнеса. Спецификой таких режимов является то, что они, как правило, основываются на налогообложении так называемого потенциального (вмененного, гарантированного) дохода. В налогообложении потенциального дохода используют один из двух инструментов: налог с оборота или патента.
Ниже в таблице приведены примеры применения специальных налоговых режимов и их группировка в соответствии с применяемыми инструментами.
Налоги на потенциальный доход и налоги с оборота, уплачиваемые малыми
– издержки законопослушания для малого предприятия с большей вероятностью выше, чем для крупного предприятия, поскольку документацию и информацию, необходимую для налогового декларирования, крупные предприятия в любом случае собирают и хранят в основном для собственных целей;
– в силу небольшого объема деятельности у малых предприятий меньше возможностей воспользоваться предусмотреннымив налоговом законодательстве льготами в виде вычета отдельных видов расходов, чему крупного бизнеса.
Отметим, что налоговые стимулы наравне с либерализацией институциональных условий функционирования малого бизнеса являются одним из приоритетов в использовании мер государственного воздействия на экономику.
Вместе с тем создание каких-либо специальных правовых норм для малого бизнеса в области налогообложения сопряжено с неизбежным усложнением самой системы, дополнительными расходами на администрирование и в итоге – потерями в эффективности функционирования налогового механизма. Следовательно, каждое нововведение должно быть оценено с максимальным учетом всех его последствий, как экономических, так и социальных.