Организация выступила заказчиком процедуры государственной закупки |*| продуктов питания для учреждений образования. В аукционных документах заказчик не предусмотрел все предусмотренные законодательством о государственных закупках ограничительные требования к составу участников. По этой причине победителем процедуры государственной закупки была выбрана организация, которая внесена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
* Об изменениях сроков подготовки и подачи предложений при проведении госзакупок с 1 июля 2019 г.
Следует ли отменять процедуру государственной закупки в данной ситуации?
Да, следует.
Если заказчик (организатор) не предусмотрел в документах по процедуре государственной закупки установленное законодательством ограничительное требование к составу участников, то он допустил нарушение абз. 9 п. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).
При выявлении такого нарушения заказчик (организатор) обязан отменить процедуру государственной закупки.
Законодательство о госзакупках предусматривает обязанность заказчика (организатора) процедуры государственной закупки предусмотреть в приглашении требования к составу участников. Отдельные заказчики (организаторы), устанавливая требования к составу участников процедуры государственной закупки, ограничиваются только ссылкой на ст. 14 Закона о госзакупках, что нарушает нормы Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590).
Важно! К участию в процедурах государственных закупок не допускаются субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (подп. 1.18 п. 1 Указа № 590).
С учетом изложенного в случае, если заказчик (организатор) не предусмотрел в документах по процедуре государственной закупки установленное законодательством ограничительное требование к составу участников, следует отменить процедуру государственной закупки.
Организация приняла решение произвести государственную закупку холодильного оборудования с применением процедуры закупки из одного источника |*|.
Какие особенности в проведении данной процедуры закупки следует учитывать до заключения договора с поставщиком?
Заказчик выбирает поставщика, предложение которого наиболее экономически выгодно.
Порядок проведения процедуры закупки из одного источника предусматривает условие, что заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяют количеством частей (лотов). Приведенный порядок оговорен в п. 3 ст. 50 Закона о госзакупках.
Справочно: законодательством о государственных закупках не закреплен конкретный алгоритм действий заказчика (организатора) по изучению конъюнктуры рынка. Заказчик (организатор) может направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) приглашения, а затем изучать их предложения и выбирать наилучшее из представленных либо самостоятельно изучать конъюнктуру рынка и находить потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик (организатор) вправе использовать различные источники информации, к которым возможно прибегнуть в ходе изучения конъюнктуры рынка. Ими могут быть Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), интернет-сайты, рекламные брошюры, бизнес-справочники и пр. Изучив данную информацию, заказчик (организатор) выбирает поставщика, предложение которого будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств и которое является наиболее экономически выгодным.
При проведении процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) направляет приглашение одновременно с проектом договора участнику, т.е. только тому потенциальному поставщику |*| (подрядчику, исполнителю), непосредственно с которым предполагается заключение договора (п. 4 ст. 50 Закона о госзакупках).
* О планируемых поправках в порядок заключения договоров по госзакупкам
Заказчик проводит государственную закупку компьютерного оборудования за счет средств республиканского бюджета. В описании предмета закупки указаны конкретная марка и модель оборудования без слов «или аналог».
Комиссия заказчика отклонила предложение участника с аналогичным оборудованием.
Допущено ли комиссией заказчика нарушение Закона о госзакупках?
Нет, если заказчиком применялся третий метод описания предмета закупки.
Требования к предмету государственной закупки заказчик (организатор) устанавливает на основании потребности в определенном товаре (работе, услуге). Для того чтобы участники процедуры государственной закупки могли сформировать свои предложения на поставку именно того товара (работы, услуги), который требуется заказчику (организатору), необходимо подробно и в полном объеме описать предмет закупки при соблюдении обязательных требований законодательства.
Справочно: описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями (пп. 1 и 2 ст. 20 Закона о госзакупках).
Законодательство о госзакупках не регулирует степень конкретизации таких характеристик, однако заказчику (организатору) следует принимать во внимание некоторые ограничения.
Так, п. 3 ст. 20 Закона о госзакупках устанавливает 3 метода описания предмета государственной закупки.
Первый метод. Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета закупки без ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данный метод не содержит нормы, которые ограничивают право заказчика (организатора) в соответствии со своими потребностями самостоятельно определять и указывать в документах по процедуре государственной закупки как альтернативные значения показателей приобретаемого товара, так и максимальные или минимальные показатели, а также при необходимости показатели, значения которых не могут изменяться.
Второй метод. Указание ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) со словами «или аналог».
Этот метод может быть применим, только если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки. Если характеристик потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, указанных заказчиком (организатором), достаточно, чтобы дать полное представление о нем, дополнительная ссылка на товарный знак, модель и т.п. представляется недопустимой.
Важно! При использовании этого метода полагаем, что заказчику (организатору) необходимо указать, по каким именно параметрам должен быть аналогичен товар (работа, услуга), какие критерии будут использоваться для определения аналогичности в целях последующего принятия решения о соответствии предложения требованиям документации по процедуре закупки.
Третий метод. Закупка товара (работы, услуги) конкретного производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной модели без указания слов «или аналог».
Использование данного метода возможно только в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). При этом обоснование такой потребности входит в компетенцию заказчика.