Ситуация.
Организация в 2011 г. применяла в т.ч. нулевую ставку НДС. У нее по итогам работы за январь – июнь 2011 г. сумма налоговых вычетов значительно превысила общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров. В связи с этим она в июле 2011 г. обратилась в налоговую инспекцию с ходатайством о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров.
Налоговая тематическая проверка по вопросу обоснованности применения нулевой ставки по НДС и возврата из бюджета уплаченных сумм этого налога завершилась для организации судебными разбирательствами и необходимостью доказывания необоснованных действий налоговых органов в части взыскания к доплате в бюджет сумм НДС, начисления пени и наложения на юридическое лицо административного взыскания в виде штрафа по ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях.
Рассмотрим, в чем состоял спор между юридическим лицом и налоговым органом и можно ли в указанной ситуации отстоять свою позицию.
Позиция проверяющих
Налоговые органы вправе проверить обоснованность возврата НДС. Возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производят по решению налогового органа по месту постановки плательщика на учет. Проведение зачета сумм переплат в счет НДС, подлежащего уплате по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляют без принятия решения о проведении возврата. Решение о проведении возврата должно быть принято налоговым органом не позднее 2 рабочих дней со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о возврате. Если эта разница составляет более 3 000 базовых величин (БВ), установленных на день представления плательщиком заявления, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести внеплановую тематическую выездную налоговую проверку обоснованности возврата указанных сумм. Срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а при наличии у плательщика в проверяемом периоде оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов – 5 рабочих дней со дня представления заявления о возврате (п. 6 ст. 103 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
В ходе проверки были установлены факты необоснованного предъявления организацией к возврату (зачету) суммы НДС. Налоговый орган принял решение об аннулировании решения о проведении возврата (зачета) НДС, а также о начислении пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства. На организацию был наложен административный штраф в размере 30 БВ.
Действия налоговой инспекции неправомерны, поскольку...
1) начисление пеней в случае выявления только факта необоснованно предъявленных плательщиком сумм НДС к возврату (зачету) в декларации не является основанием для начисления пеней, равно как и не влечет необходимость взыскания НДС.
Справочно: пенями признают денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (ст. 52 НК). Исполнением налогового обязательства признают уплату причитающихся сумм налога (ст. 37 НК);
2) отсутствуют основания для привлечения юридического лица к административному взысканию в виде штрафа, поскольку не выяснено, какая сумма и какого именно налога не уплачена вследствие выявленных нарушений.
Важно! В данном случае инспекция МНС должна была руководствоваться разъяснениями МНС РБ от 12.10.2010 № 5-1-46/1211 и от 25.07.2011 № 5-1-46/10408.
Как должны были действовать проверяющие в изложенной ситуации?
Структурное подразделение инспекции МНС, в компетенцию которого входят вопросы учета налогов, сборов, на основании докладной записки и резолюции начальника (заместителя начальника) инспекции МНС не позднее дня, следующего за днем получения докладной записки, готовит проект решения об аннулировании (частично либо полностью) ранее принятого решения о проведении возврата (зачета) НДС по установленной форме.
Решение по акту проверки выносится в порядке, определенном п. 73 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). В данном решении необходимо указывать:
– сумму НДС, неправомерно предъявленную плательщиком к возврату (зачету);
– сведения о решении об аннулировании (частично либо полностью) принятого решения о проведении возврата (зачета) НДС;
– налоги, подлежащие уплате в связи с аннулированием зачета сумм НДС (наименование налога, сумма, срок, установленный законодательством для уплаты налога);
– пени, начисленные на день составления акта проверки (наименование налогов, по которым начисляются пени, сумма).
Если на сумму НДС, неправомерно предъявленную плательщиком к возврату (зачету), установленную в ходе проверки, не проводился зачет в счет уплаты налогов, то в акте проверки и решении по акту проверки указывается сумма НДС, неправомерно предъявленная плательщиком к возврату (зачету).
В лицевом счете плательщика операции по начислению необоснованного возврата НДС, выявленного в ходе проверки, проводят не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об аннулировании (частично либо полностью) ранее принятого решения о проведении возврата (зачета) НДС. Пени на суммы необоснованного возврата НДС не начисляют.
После вынесения начальником (заместителем начальника) инспекции МНС решения об аннулировании (частично либо полностью) ранее принятого решения о проведении возврата (зачета) НДС структурное подразделение инспекции МНС, в компетенцию которого входят вопросы учета налогов, сборов (пошлин), аннулирует (частично либо полностью) проведенный зачет сумм НДС в счет уплаты налогов и сообщает контрольному подразделению о суммах налогов, подлежащих уплате, с приложением решения об аннулировании (частично либо полностью) принятого решения о проведении возврата (зачета) НДС.
Названные действия должны быть проведены не позднее 4 рабочих дней со дня окончания проверки.
Обращаем внимание, что факт возврата (зачета) сумм НДС, неправомерно предъявленных плательщиком, установленный в результате проведения плановой проверки, отражают в акте проверки в вышеназванном порядке. При этом в решении по акту такой проверки оформляется отдельный раздел.
В случае если до наступления очередного срока, установленного законодательством для представления налоговой декларации (расчета), плательщик представил налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями (уменьшены суммы НДС, предъявленные к возврату (зачету) в ранее представленной декларации (расчете)), налоговый орган частично аннулирует ранее вынесенное решение о проведении возврата (зачета) НДС.
Учитывая изложенное, налоговый инспектор, проводивший проверку, должен был направить докладную о выявленных в ходе проверки нарушениях в структурное подразделение инспекции, в компетенцию которого входят вопросы учета налогов, сборов, пошлин. Работник указанного подразделения обязан был проанализировать данные лицевого счета плательщика, последствия выявленных нарушений и подготовить для контрольного подразделения информацию в пределах проверяемого периода:
– о неправомерно принятых решениях о возврате НДС с указанием суммы;
– решениях по аннулированным полностью или частично зачетам;
– налогах, подлежащих уплате в связи с аннулированием зачета.
Указанная информация служит основанием для вынесения решения по акту проверки, вынесения постановления по нарушениям, связанным с неуплатой налогов.
С учетом положений п. 6 ст. 46 НК проводимый налоговым органом зачет является одной из форм уплаты налогов, сборов (пошлин), в счет которых проводится такой зачет. В связи с этим выявление в ходе налоговой проверки фактов необоснованного предъявления плательщиком сумм НДС к зачету может служить не только основанием для аннулирования произведенного зачета (на сумму необоснованно зачтенного налога), но и основанием считать не уплаченными (не полностью уплаченными) плательщиком суммы налога, сбора (пошлины), в счет которых был произведен зачет.
Итоги налогового спора
После изучения карточки лицевого счета плательщика налоговая инспекция частично отменила решение о возврате на расчетный счет организации в 2011 г. НДС. Поскольку иных решений о возврате НДС, зачетах в счет уплаты других налогов инспекция не принимала, по результатам проверки сумма НДС, подлежащая возврату (зачету), была уменьшена, пени начислены не были, санкции в виде штрафа были отменены.
Учтите изменения налогового законодательства, произошедшие в 2012 г.
В 2012 г. плательщикам в аналогичной ситуации следует принять во внимание изменения, внесенные в НК:
– во-первых, закреплено право плательщика на получение выписки из данных учета налогового органа о суммах исчисленных и уплаченных налогов (сборов, пошлин, пеней), произведенных зачетах, отраженных суммах, подлежащих возврату (зачету) по НДС (подп. 1.7-1 п. 1 ст. 21 НК);
– во-вторых, закреплена обязанность налогового органа выдавать указанную выписку плательщику не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.9-1 п. 1 ст. 82 НК);
– в-третьих, налоговые органы обязаны вести лицевые счета плательщиков в соответствии с локальным нормативным правовым актом МНС (ранее действовал порядок, установленный постановлением МНС РБ от 31.12.2004 № 146 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, штрафов");
– в-четвертых, плательщик обязан уплатить в бюджет сумму разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, необоснованно предъявленную им к возврату из бюджета. При этом пени начисляются за каждый календарный день пользования денежными средствами в сумме необоснованно предъявленной к возврату из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, начиная со дня, следующего за днем зачисления денежных средств на счет плательщика в банке, включая день их уплаты (взыскания) (п. 7-1 ст. 103 НК);
– в-пятых, изменен порядок начисления пеней, предусмотренный ст. 52 НК.