С 27 августа 2015 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 666 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156" (далее – постановление № 666). С этой даты в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями, введена административная процедура – государственная санитарно-гигиеническая экспертиза |*| продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на нее (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации), осуществляемая по заявительному принципу (подп. 10.221, 10.222 п. 10 постановления № 666).
* Дополнительная информация об отражении расходов по проведению экспертизы доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Государственную санитарно-гигиеническую экспертизу проводят в отношении продукции, на которую установлены требования гигиенической безопасности и разработаны соответствующие методики их определения.
Справочно: порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы определены постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.01.2013 № 1 (далее – постановление № 1). Объектом государственной санитарно-гигиенической экспертизы является продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации) по утвержденному перечню (подп. 3.1 п. 3 постановления № 1).
Необходимость наличия санитарно-гигиенического заключения на продукцию, произведенную на территории государств – членов Евразийского экономического союза, целесообразно определять с учетом законодательных актов Республики Беларусь и (или) норм международных договоров, принятых в рамках формирования законодательной базы Единого экономического пространства.
Важно! На продукцию, ввезенную на территорию Республики Беларусь до 27 августа 2015 г., требование о необходимости наличия санитарно-гигиенического заключения не распространяется.
В каких случаях не следует проводить экспертизу?
Государственную санитарно-гигиеническую экспертизу не следует проводить в отношении:
1) пищевых продуктов с ограниченными (до 30 дней) сроками годности и (или) требующих специальных температурных условий хранения (+6 °С и ниже). Исключение составляет продукция, в отношении которой одним из государств – членов Евразийского экономического союза введены временные санитарные меры;
2) продукции, реализуемой индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю продукцией на рынках и в торговых центрах (в связи с отсутствием возможности идентификации продукции ввиду отсутствия документов, подтверждающих ввоз);
3) продукции, ввозимой субъектом хозяйствования для собственных нужд (с учетом того, что данная продукция не поступает сразу на потребительский рынок, а идет на промышленную переработку);
4) выставочных и рекламных образцов продукции, не предназначенных для реализации и использования на территории Республики Беларусь;
5) продукции, бывшей в потреблении, в т.ч. реализуемой через магазины и отделы комиссионной торговли;
6) товаров, реализуемых в магазинах беспошлинной торговли и помещаемых под режим беспошлинной торговли;
7) гуманитарной помощи.
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства осуществляется до выпуска продукции в реализацию. Следовательно, для ввоза продукции на территорию республики представление санитарно-гигиенического заключения не требуется.
Внимание! В отношении продукции, прошедшей в установленном порядке государственную регистрацию на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза 021/2011, 029/2012 в период с 1 июля 2013 г. до 15 февраля 2015 г. (тонизирующие напитки, пищевые добавки, технологические вспомогательные средства и т.д.), а также алкогольной продукции, сопровождающейся свидетельствами о государственной регистрации, оформленными до 1 июля 2013 г., проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы не требуется.
В каких случаях действует ранее выданное санитарно-гигиеническое заключение?
Санитарно-гигиенические заключения, выданные до 26 августа 2015 г. включительно, действуют до окончания сроков действия на следующие виды продукции:
– природная столовая минеральная вода;
– бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости;
– тонизирующие напитки;
– пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов;
– стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в т.ч. ферментные препараты;
– пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в т.ч. генетически модифицированных микроорганизмов.
Данный перечень продукции приведен в п. 3.5 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Процедура проведения экспертизы продукции зарубежного производства
Перечень документов, представляемых для государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства, определен подп. 10.221 п. 10 постановления № 666.
Для целей государственной санитарногигиенической экспертизы продукции используют протоколы лабораторных исследований (испытаний), выполненных лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, в т.ч. проведенных до момента вступления в силу постановления № 666, протоколы исследований продукции, ввезенной на территорию республики до даты вступления постановления № 666 в силу, оформленные после 26 августа 2015 г., при условии соответствия объема исследований и показателей безопасности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В случае оформления санитарно-гигиенического заключения на продукцию на основании протоколов исследований, выполненных до момента вступления в силу постановления № 666, протоколов исследований продукции, ввезенной на территорию республики до даты вступления постановления № 666 в силу, оформленных после 26 августа 2015 г., представление акта отбора не требуется.
Для целей государственной санитарно-гигиенической экспертизы установлены следующие сроки действия протокола:
– по пищевой продукции – не более одного года с момента его оформления;
– продукции, предназначенной для детей и подростков, – не более двух лет;
– иной продукции – не более трех лет.
Протоколы исследований (испытаний) в течение указанного срока с момента их оформления могут быть использованы при выдаче санитарно-гигиенических заключений на последующие партии ввозимой данным субъектом хозяйствования продукции в учреждении, выдавшем первичное заключение, при условии отсутствия изменений состава продукции, влияющего на ее гигиеническую безопасность, а также изменений гигиенических требований к продукции в технических нормативных правовых актах.
На каждую последующую партию ввозимой данным субъектом пищевой продукции, детских игрушек дополнительно необходимо представлять акт идентификации. К актам отбора, идентификации должна прилагаться информация о составе продукции.
Представление акта отбора проб (образцов) не требуется в случаях наличия в протоколе исследований (испытаний) информации о номере и дате акта отбора лабораторных проб (образцов).
При наличии во внешнеторговом контракте (договоре) на поставку продукции зарубежного производства полномочий, делегированных производителем заявителю на государственную санитарногигиеническую экспертизу, в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия Республики Беларусь и в части ответственности за ее несоответствие требованиям такого законодательства санитарно-гигиеническое заключение оформляют на срок действия протокола. При этом в санитарно-гигиеническом заключении указывают номер и дату внешнеторгового контракта (договора).
Справочно: разъяснения Минздрава Республики Беларусь по вопросам отнесения продукции к объектам, подлежащим государственной санитарно-гигиенической экспертизе, а также о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции см. в "ГБ", 2015, № 34, с. 28–31.
Последствия реализации продукции без проведения экспертизы
Требования законодательства, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусматривают ответственность субъектов хозяйствования в виде изъятия из обращения |*| продукции. Это установлено частью второй ст. 17 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
* Информация о процедуре изъятия из обращения товаров доступна всем на портале GB.BY
Пример. Реализация товара без проведения экспертизы
Общество с ограниченной ответственностью (г. Минск) ввезло из Российской Федерации пудру, безопасность которой не была подтверждена в установленном порядке, определяемом решениями Комиссии Евразийского экономического союза. Товар не проходил оценку соответствия ни по техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", ни по решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299. Организация приняла решение реализовывать данную пудру в Республике Беларусь, и этот факт выявили органы санитарного надзора.
Товар (пудра) подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе, так как он включен в перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе (п. 4 постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10.09.2015 № 47). В данной ситуации контролирующие органы обязаны изъять его из обращения.
Справочно: изъятие продукции осуществляется на основании предписания об изъятии из обращения продукции, вынесенного заместителем Министра здравоохранения – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь, Главным государственным санитарным врачом Управления делами Президента Республики Беларусь, главными государственными санитарными врачами областей, городов, районов, районов в городах на территории областей, городов, районов, районов в городах или их уполномоченными заместителями.
Владелец продукции со дня получения предписания контролирующих органов обязан обеспечить:
– немедленное изъятие продукции из обращения;
– изолированное хранение изъятой продукции;
– принятие необходимых мер по своевременному информированию покупателей (потребителей) такой продукции, в т.ч. через средства массовой информации, если продукция, подлежащая изъятию из обращения, реализуется либо используется;
– направление в орган или учреждение, осуществляющие государственный санитарный надзор (на соответствующей административно-территориальной единице), уведомления об изъятии из обращения продукции посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, от кого оно исходит;
– возврат изъятой из обращения продукции производителю или поставщику (за исключением продовольственного сырья и пищевых продуктов либо если несоответствие продукции требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обусловлено нарушением владельцем продукции условий ее хранения), либо принятие иных необходимых мер по утилизации, уничтожению продукции, изъятой из обращения, в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь;
– уничтожение продовольственного сырья и пищевых продуктов в случае невозможности их утилизации;
– не позднее 10 рабочих дней информирование органа или учреждения, осуществляющего государственный санитарный надзор, вынесшего предписание, о возврате производителю или поставщику либо об утилизации, уничтожении продукции, изъятой из обращения, с представлением подтверждающих документов.