Могут ли перевозчика привлечь к административной ответственности за отсутствие отгрузочной спецификации при выполнении автомобильной перевозки груза?
Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, надо определить, является ли данная спецификация обязательным документом при выполнении международной автомобильной перевозки.
Для этого обратимся к международным и национальным документам, регулирующим порядок осуществления международных автомобильных перевозок. Таковыми являются:
– КДПГ [1];
– Закон № 278-З [2];
– Правила № 970 [3].
Грузоотправитель для целей выполнения таможенных или иных официальных процедур обязан до доставки груза:
– приложить необходимые документы к накладной или предоставить их в распоряжение перевозчика;
– снабдить перевозчика всей необходимой информацией.
Перевозчик не обязан проверять правильность или полноту таких документов и информации.
Ответственность перед перевозчиком за всякий ущерб, причиненный отсутствием, недостаточностью или неправильностью таких документов и информации, за исключением случаев противоправного деяния или халатности со стороны перевозчика, несет грузоотправитель (пп. 1 и 2 ст. 11 КДПГ).
Такие положения содержит и ст. 41 Закона № 278-З, согласно которой грузоотправитель:
1) обязан обеспечить автомобильного перевозчика грузосопроводительными документами, оформленными надлежащим образом;
2) несет ответственность за их непредставление в полном объеме.
Перечень документов, необходимых для выполнения международных автомобильных перевозок грузов, приведен в гл. 3 Правил № 970. Он не содержит такой документ, как отгрузочная спецификация.
Таким образом, можно сделать вывод, что отгрузочная спецификация не является грузосопроводительным документом, который в обязательном порядке должен сопровождать груз при автомобильной перевозке.
Следовательно, перевозчик не подлежит привлечению к административной ответственности за выполнение перевозки груза при отсутствии такой спецификации.
Справочно: в России отгрузочная спецификация является одним из основных товаросопроводительных документов, так как по нему принимаются комплектность и качество поставленного товара.
При ввозе товаров на территорию ЕАЭС таможенное оформление груза производится с участием отгрузочной спецификации
Отгрузочная спецификация – это коммерческий документ, который содержит подробную информацию о перевозимом грузе, которой нет в СМR-накладной |*|, счете-фактуре (инвойсе), а именно информацию:
– о перечне поставляемых товаров с указанием количества (веса) по каждому сорту, марке, артикулу;
– коде товара по ТН ВЭД;
– качественных показателях товаров и ценах (в необходимых случаях).
Данный документ необходим перевозчику при выполнении международной автомобильной перевозки груза, связанной с пересечением таможенной границы ЕАЭС.
Чтобы иностранный груз мог следовать по территории государств – членов ЕАЭС, он должен быть помещен перевозчиком под таможенную процедуру таможенного транзита. В связи с этим декларант должен представить таможенному органу отправления транзитную декларацию. Подача такой декларации сопровождается представлением ряда документов, определенных п. 3 Решения КТС № 438 [4], который включает такую позицию, как коммерческие документы. К ним относится в т.ч. отгрузочная спецификация.
Справочно: в странах Европейского союза вместо отгрузочной спецификации используют Упаковочный лист или Packing list. Упаковочный лист не имеет стандартизированной формы и зачастую составляется в свободной форме. Однако он, как и отгрузочная спецификация, должен содержать всю необходимую для таможенного оформления груза информацию.
Вот почему грузоотправитель, несмотря на то что национальное законодательство не определило данный документ как обязательный грузосопроводительный документ, зачастую укладывает спецификацию в грузовой отсек транспортного средства, перевозящего груз (передает перевозчику), либо предусматривает ее представление на основании взаимной договоренности сторон (грузоотправителя, заказчика автомобильной перевозки груза и перевозчика), либо оговаривает необходимость ее оформления и передачи во внешнеторговом договоре или договоре перевозки |*|.
* Информацию о новых правилах работы транспортных экспедиторов
Справочно: о том, что перевозчику представлена отгрузочная спецификация, необходимо указать в гр. 5 СМR-накладной (п. 9 Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «СМR», утвержденной постановлением № 11 [5]).
Так для чего нужен этот документ?
Отгрузочная спецификация содержит все необходимые для таможенной декларации сведения о товаре (о количестве (весе) по каждому сорту, марке, артикулу товаров). Поэтому таможенное оформление груза, перевозимого автомобильным транспортом, производится с участием данного документа (например, при таможенной процедуре таможенного транзита, экспорта и др.).
Перевозчик, выступая декларантом, например, таможенной процедуры таможенного транзита, несет перед таможенным органом ответственность по законодательству государств – членов ЕАЭС за неисполнение обязанностей, за заявление в таможенной декларации недостоверных (ложных) сведений о перевозимом товаре (ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Факт наличия отгрузочной спецификации важен и для таможенных органов.
Объясним почему. В транзитной декларации (далее – ТД) имеется гр. 4, которую заполняет декларант таможенной процедуры таможенного транзита в случаях использования отгрузочных спецификаций, перечней и иных подобных документов при декларировании товаров. В графе указывается общее количество представляемых одновременно с ТД отгрузочных спецификаций, перечней и иных подобных документов, а через знак «/» – общее количество листов (п. 14 Инструкции № 289 [6]).
Поскольку отгрузочная спецификация является коммерческим документом, таможенные органы, затребовав ее, могут проконтролировать достоверность сведений, заявленных в ТД, путем их сравнения со сведениями, содержащимися в спецификации.
Справочно: отгрузочная спецификация также широко используется грузополучателями при приемке у перевозчика груза.
Какие сведения должна содержать отгрузочная спецификация?
На уровне национального законодательства Республики Беларусь не определены нормы, содержащие требования к отгрузочной спецификации.
Учитывая сложившуюся таможенную практику, а также законодательство наших ближайших соседей, полагаем, что для таможенных и иных целей данный документ должен содержать следующие сведения:
– дату составления и номер отгрузочной спецификации;
– номер договора поставки (заявки, контракта и др.);
– полную информацию о продавце и покупателе (реквизиты);
– полный перечень товарных позиций с описанием (торговым, коммерческим наименованием) и информацией о количестве груза на товарном месте (штук в коробке, на поддоне, в контейнере и т.д.);
– наименование производителя, сведения о товарных знаках, марки, модели, артикулы, сорт, стандарт, иные технические и коммерческие характеристики, дату выпуска (изготовления);
– номер упаковки или места в транспорте;
– габаритные и весовые (брутто, нетто) характеристики каждого товарного места (коробки, паллеты и т.д.), общий вес и объем груза;
– вид упаковки;
– фактурную стоимость товаров (при необходимости) |*|.
* Информацию об оформлении ТН-2 при международной грузоперевозке
Справочно: в Российской Федерации форма спецификации утверждена постановлением Госкомитета РФ от 25.12.1998 № 132 (унифицированная форма ТОРГ-10).
Как придать грузовой спецификации статус документа, имеющего юридическую силу?
Отгрузочная спецификация необходима не только для выполнения автомобильных перевозок, связанных с ввозом и принятием груза на территории Республики Беларусь, но и для автомобильных перевозок, связанных с вывозом товаров за пределы территории республики. Например, она может потребоваться декларанту при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, перевозчику при оформлении документов, необходимых для выполнения транзитных перевозок за пределами ЕАЭС (книжки МДП, транзитной декларации), либо для сдачи груза получателю за пределами республики.
Полагаем, что в случае, когда форма и содержание какого-либо документа не определены гражданским и иным законодательством, необходимо обратиться к нормам Инструкции № 4 [7].
Ею, в частности, установлены общие требования к оформлению документов (реквизитов, текстов), а также определено, что реквизит «подпись» является обязательным для придания документу юридической силы.
Форма отгрузочной спецификации может быть утверждена приказом руководителя организации с соблюдением требований Инструкции № 4.
Приказом должны быть также определены уполномоченные лица, в обязанности которых входит оформление и подписание акта загрузки товаров в транспортное средство.