Производители и поставщики размер платы должны исчислить самостоятельно
Напомним, что под потребительскими товарами следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства).
Данное определение содержится в Информации о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" Минжилкомхоза РБ (далее – Информация № 1) (см.: "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).
Обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров возникает у поставщика независимо от цели ввоза товаров, их дальнейшего движения (п. 7 Информации № 1).
Исключение составляют случаи, предусмотренные подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Необходимо отметить, что есть еще один случай, когда поставщиков освобождают от обязанности, установленной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, и соответственно от внесения оператору платы. Это возможно в случае ввоза и последующего вывоза товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и (или) потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, за пределы республики, ввиду отсутствия факта постоянного размещения таких товаров на территории Республики Беларусь, являющегося необходимым условием для возникновения у поставщиков обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары. Данная обязанность прекращается с даты вывоза таких товаров.
В этом случае подтверждением оснований освобождения от обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, являются:
– экспортный контракт на поставку товаров и тары;
– товаросопроводительные документы;
– экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами РБ;
– иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.
В случае если вывоз вышеуказанных товаров за пределы Республики Беларусь не был осуществлен до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который пришлась дата возникновения обязанности по внесению платы, внесение поставщиком платы осуществляется в сроки, установленные в подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.
При этом в случае последующего вывоза таких товаров за пределы территории Республики Беларусь у поставщика остается право на возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм на основании письменного обращения в адрес оператора.
Данная норма определена подп. 1.1 п. 1 Информации о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" Минжилкомхоза РБ (далее – Информация № 2) (см.: "ГБ", 2013, № 14, с. 37–38).
Правила расчета платы за тару
Объектом сбора является тара:
1) которую производят на территории Республики Беларусь или импортируют в качестве товара, определенного в приложении 1 к Указу № 313, а именно:
Также количество и виды тары поставщик потребительских товаров вправе определить самостоятельно путем проведения взвешиваний (замеров) образцов (группы образцов) упакованных товаров или тары, позволяющих определить количество тары на единицу товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров.
– для стеклянной тары (коды ТН ВЭД ТС 7010 10 000 0, 7010 90) – 360 руб. за 1 условный литр или 450 000 руб. за 1 т;
– для пластмассовой тары (коды ТН ВЭД ТС 3923 10 000 0–3923 30) – 500 000 руб. за 1 т;
– для тары на основе бумаги и картона (коды ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0–4819 40 000 0) – 40 000 руб. за 1 тыс. м2 или 140 000 руб. за 1 т.
Выбор базы (1 т или 1 тыс. м2 для тары на основе бумаги и картона, 1 т или 1 условный литр для стеклянной тары) для расчета платы поставщик осуществляет самостоятельно.
Рассмотрим расчет платы за тару на примерах.
Пример 1
Производитель товаров самостоятельно осуществляет производство коробок из гофрированного картона для упаковки производимых им же товаров. Всего за отчетный квартал производитель произвел 800 ед. этой тары, которые полностью использовал для упаковки производимого товара.
Такая позиция, как коробки из гофрированного картона, содержится в приложении 1 к Указу № 313 (коды ТН ВЭД ТС – 4819 10 000 0–4819 40 000 0). Соответственно она является объектом сбора.
Производитель установил массу коробок из гофрированного картона следующим образом:
– взвесил 1 единицу данной тары (она составляет 250 г);
– полученную массу умножил на количество коробок и плату.
Сумма платы в данной ситуации равна 28 000 руб. (250 г × 800 × 140 000 руб. / 1 000 000).
Пример 2
Белорусская организация производит алкогольную продукцию. Для ее розлива она заключила договор с другой белорусской организацией на поставку стеклянных бутылок (далее – поставщик).
За отчетный квартал поставщик ввез на территорию республики 2 000 стеклянных бутылок первого типа и 3 000 бутылок второго типа. При этом масса одной бутылки первого типа равна 400 г, одной бутылки второго типа – 350 г.
В данном случае объектом сбора будут являться ввезенные стеклянные бутылки. То есть поставщик должен внести оператору плату за импорт стеклянной тары, ввезенной в качестве товара.
Сумма платы в этом случае равна 832 500 руб. (400 г × 2 000 × 450 000 руб. / 1 000 000 + 350 г × 3 000 × 450 000 руб. / 1 000 000).
Пример 3
Масса брутто единицы ввозимого потребительского товара равна 1,1 кг, масса нетто – 1 кг. При этом каждая единица товара упакована в полиэтиленовый пакет, других видов тары, элементов упаковки, укупорочных средств не применяется. За отчетный квартал поставщиком ввезено на территорию республики 1 500 ед. рассматриваемого потребительского товара.
Сумма платы в данной ситуации равна 75 000 руб. ((1,1 кг – 1 кг) × 1 500 × 500 000 руб. / 1 000).
Пример 4
Ввозимый потребительский товар упакован в ПЭТ-бутылки. При этом бутылки с товаром, в свою очередь, упакованы в картонные коробки по 10 ед. в каждой. За отчетный квартал поставщик ввез на территорию республики 1 000 ед. рассматриваемого потребительского товара.
Массу ПЭТ-бутылки поставщик определил самостоятельно путем взвешивания 1 ед. данной тары – она составила 35 г.; масса картонной коробки, исходя из товаросопроводительных документов на поставку товара, составляет 300 г.
Рассчитаем сумму платы:
ПЭТ-бутылки – 35 г × 1 000 × 500 000 руб. / 1 000 000 = 17 500 руб.
картонной коробки – 300 г × (1 000 / 10) ×× 140 000 руб. / 1 000 000 = 4 200 руб.
Сумма платы в данной ситуации равна 21 700 руб. (17 500 + 4 200).
Правила расчета платы за товары, названные в приложении 1 к Указу № 313
При соотнесении фактически произведенных или поставленных товаров с товарами, названными в приложении 1 к Указу № 313, необходимо руководствоваться кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза согласно гр. 1 приложения 1 к Указу № 313. То есть код ТН ВЭД ТС имеет определяющее значение при рассмотрении обязанности, предусмотренной Указом № 313.
В отличие от размеров платы за тару, установленных в белорусских рублях, размеры платы за товары установлены в процентах от стоимости товара без учета налога на добавленную стоимость. Можно выделить следующие группы товаров и размеры платы за них:
– элементы питания (батарейки) (код ТН ВЭД ТС 8506) – размер платы равен 1,5 % стоимости товара;
– бытовая техника (коды ТН ВЭД ТС 7321 11, 8415 10–8415 20 000 9, 8415 90 000 1, 8418, 8422 11 000 0, 8443 31–8443 39, 8443 99, 8450, 8452 10, 8470 10 000, 8471, 8508, 8509 40 000 0, 8510, 8516 10–8516 79, 8517, 8519, 8521, 8527, 8528, 9006, 9007) – 0,3 %;
– лампы, термометры (коды ТН ВЭД ТС 8539 31–8539 49 000 0, 9025 11 200) – 1,5 %;
– масла смазочные и масла прочие (коды ТН ВЭД ТС 2710 19 820 0–2710 19 880 0, 2710 19 980 0) – 3 %;
– резиносодержащие товары (коды ТН ВЭД ТС 4011 10 000, 4011 40 000 0, 4011 50 000 0, 4012 11 000 0, 4013 10 000 0, 4013 20 000 0) – 1,5 %.
Исключением в данном случае является посуда столовая и кухонная (код ТН ВЭД ТС 3924 10 000 0), размер платы за которую равен 500 000 руб. за тонну, т.е. аналогично размеру платы для пластмассовой тары.
При расчете платы за ввозимые товары следует использовать контрактную стоимость таких товаров без учета таможенных платежей и транспортных расходов. При этом в случае если в договоре поставки контрактная стоимость указана в иностранной валюте, расчет платы необходимо производить по курсу Нацбанка на дату возникновения рассматриваемой предусмотренной Указом № 313 обязанности в соответствии с частью четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 (рассмотрено выше). При расчете размера платы за производимые товары необходимо использовать полную себестоимость таких товаров.
Рассмотрим расчет платы за товары на примерах.
Пример 5
Себестоимость производимой 1 т смазочных масел равна 10 000 000 руб. Всего за отчетный квартал производителем отгружено 50 т смазочных масел.
Сумма платы в данной ситуации равна 15 000 000 руб. (50 т × 10 000 000 руб. × 3 %).
Пример 6
Контрактная стоимость 1 ед. ввозимых телевизоров равна 2 500 000 руб. Всего за отчетный квартал поставщиком ввезено 70 ед. данного товара. Эти телевизоры упакованы в картонные коробки. Масса 1 такой коробки в соответствии с товаросопроводительными документами составляет 300 г.
Сумма платы в данной ситуации равна:
за телевизоры – 525 000 руб. (70 × 2 500 000 руб. × 0,3 %);
за тару – 2 940 руб. (300 г × 70 × 140 000 руб. / 1 000 000).
Всего – 527 940 руб.
Пример 7
Контрактная стоимость партии ввезенных элементов питания (батареек) составила 3 000 долл. США. Выпуск рассматриваемой партии батареек приходится на дату, когда доллар США был равен 8 500 бел. руб. по курсу Нацбанка. Сумма платы в данной ситуации равна 382 500 руб. (8 500 руб. × 3 000 долл. США × 1,5 %).
Пример 8
Организация за отчетный квартал ввезла на таможенную территорию республики для реализации в розницу и оптом 300 ед. энергосберегающих (ртутных) ламп. Каждая лампа упакована в картонную коробочку.
В данном случае объектами сбора являются картонные коробочки и ртутные лампы.
Поставщик массу картонной коробочки определил самостоятельно путем взвешивания 1 ед. данной тары – она составила 75 г. Контрактная стоимость 1 энергосберегающей лампы составляет 15 000 руб.
Сумма платы в данной ситуации равна 70 650 руб. (75 г × 300 × 140 000 руб. / 1 000 000 + 300 × 15 000 руб. × 1,5 %).
Порядок применения п. 4 Информации № 2
Особенная ситуация возникает в случае ввоза юридическим лицом (поставщиком) товара, названного в приложении 1 к Указу № 313, в качестве сырья для производства этим юридическим лицом товара, названного в приложении 1 к Указу № 313. Согласно п. 4 Информации № 2 в данной ситуации обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, а соответственно и необходимость внесения платы возникают только по факту производства товара, названного в приложении 1 к Указу № 313. Эта норма была установлена с целью исключения двойной платы.
Рассмотрим порядок исчисления платы в подобном случае.
Пример 9
Организация осуществляет ввоз смазочных масел, являющихся обязательным компонентом, входящим в состав производимого холодильного оборудования. Всего за отчетный квартал ввезено 0,5 т смазочных масел и произведено 250 холодильников. Себестоимость 1 холодильника составляет 2 000 000 руб.
В сумму платы включают плату за производимые холодильники. Она составляет 1 500 000 руб. (250 × 2 000 000 руб. × 0,3 %).
Также данная организация осуществляет производство картонных коробок для холодильников из приобретаемого на территории республики гофрокартона, т.е. является производителем тары.
Поэтому в общую сумму платы необходимо также включать плату за производимые картонные коробки (масса 1 ед. – 350 г), которая будет равна 12 250 руб. (350 г × 250 × 140 000 руб. / 1 000 000).
Всего плата составит 1 512 250 руб.