В 2011 г. вместо 2 ранее действовавших деклараций применяется одна
С 1 января действуют новые формы налоговых деклараций (расчетов). Они утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82). При наличии отходов производства их собственники должны применять форму налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства (далее – декларация) (приложение 13). Отдельные аспекты заполнения такой декларации установлены пп. 44–46 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82 (далее – Инструкция).
– титульный лист;
Алгоритм действий налогоплательщика
1. К объектам обложения экологическим налогом относят хранение, захоронение отходов производства.
2. Налоговый период – календарный квартал.
– как произведение налоговой базы и налоговой ставки (общий порядок определен п. 2 ст. 208 НК);
5. Ставки налога за захоронение, хранениеотходов производства определены в приложении 8 к НК.
– за хранение отходов производства на объектах хранения отходов – владельцами объектов хранения отходов не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу;
– захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов – владельцами объектов захоронения отходов не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплату экологического налога производят ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
8. Если налог будет исчислен исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога, то налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы представляют:
– не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового лимита.
Уплату экологического налога производят ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога;
– не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога.
В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК.
8. Показатели в тысячах рублей в налоговых декларациях (расчетах) необходимо отражать с точностью до 3 знаков после запятой.
9. Бюджетные организации и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признают плательщиками экологического налога.
Порядок расчета экологического налога за хранение отходов производства установлен в таблице части I декларации
Рассмотрим изменения, произошедшие в порядке расчета налога за хранение и захоронение отходов производства в декларации (части I и II) по сравнению с ранее действовавшим порядком (разд. I в соответствующих декларациях согласно приложениям 14 и 15 к постановлению № 87).
Во-первых, таблица части I новой декларации не содержит граф, в которых ранее производился расчет суммы налога за сверхлимитное хранение отходов.
С 1 января 2011 г. налог за хранение отходов исчисляют без связи с установленными собственником отходов производства лимитами хранения отходов. Понятие "сумма налога за сверхлимитное хранение отходов" и 15-й коэффициент к ставке налога из НК исключены.
В то же время, как и ранее, в таблице есть гр. 4 "Установленный годовой лимит хранения отходов производства". Эта графа необходима плательщику для исчисления суммы налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога.
В этом случае плательщики должны представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в порядке, указанном в п. 8 раздела статьи "Алгоритм действий налогоплательщика".
Чтобы плательщики могли применять этот порядок расчета суммы налога, они обязаны иметь утвержденные лимиты хранения, захоронения отходов производства, которые указывают в декларации.
В соответствии с измененным законодательством исполкомы принимают решения, в которых должно быть указано: "Лимитами хранения и захоронения отходов производства являются объемы хранения и захоронения, установленные в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства".
Информацию о степени и классе опасности отходов плательщик должен указывать вместе с информацией о наименовании отходов производства (гр. 2 разд. I декларации согласно приложению 14). Однако данное требование не всегда выполнялось. Так как от степени и класса опасности отходов зависят ставки налога, то для того, чтобы плательщики давали однозначные сведения по отходам, в п. 46 Инструкции указан порядок представления этих сведений:
1) гр. 3 части I заполняют с учетом ст. 15 Закона РБ "Об обращении с отходами" (далее – Закон);
2) при указании степени опасности проставляют слова "опасные" или "неопасные";
3) по классам опасности выделяют 1, 2, 3 и 4-й классы опасности.
В ст. 15 Закона установлено следующее.
Отходы, в т.ч. коммунальные, разделяют в зависимости от степени опасности на опасные и неопасные. Опасные отходы классифицируют по классам опасности:
– 1-й класс опасности – чрезвычайно опасные;
– 2-й класс опасности – высокоопасные;
– 3-й класс опасности – умеренно опасные;
– 4-й класс опасности – малоопасные.
Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждает Минприроды по согласованию с Минздравом и МЧС РБ.
Степень и класс опасности опасных отходов указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85. При отсутствии сведений в классификаторе отходов производители отходов производства должны определить степень опасности отходов в установленном порядке*. В этом случае они вправе использовать класс опасности опасных отходов согласно заключениям о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства.
В-третьих, в таблице нет графы, в которой бы указывалось количество, необходимое для перевозки одной транспортной единицей, как было ранее. Это можно объяснить следующим.
Хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходови (или) объекты по использованию таких отходов, объектами обложения экологическим налогом не признаются. То есть налогом облагается хранение отходов только сверх одной транспортной единицы. Порядок расчета налога в такой ситуации общий (п. 7 раздела "Алгоритм действий налогоплательщика" настоящей статьи).
Аналогичный порядок расчета налога установлен для хранения отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов. Налогом облагают только хранение отходов сверх количества, установленного в технологическом регламенте объектов обезвреживания и (или) использования отходов.
Для расчета суммы налога в таких ситуациях используют гр. 6 "Фактически направлено на хранение отходов производства в налоговом периоде" таблицы декларации и правило, установленное в п. 45 Инструкции.
Установлено, что, если по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, производят хранение отходов в количестве, превышающем необходимое для перевозки одной транспортной единицей (в количестве, не соответствующем технологическому регламенту), плательщик в декларации указывает объемы хранения отходов, которые превышают одну транспортную единицу (объемы отходов, не соответствующих технологическому регламенту).
Пример 1
На предприятии в Инструкции по обращению с отходами производства для отходов "А" одна транспортная единица установлена в размере 5 т. На 1 апреля, следующего за первым отчетным налоговым кварталом, на предприятии хранится 6 т отходов "А". То есть количество отходов "А", превышающее одну транспортную единицу (5 т), равно 1 т. В такой ситуации предприятие является плательщиком налога за хранение отходов производства. В гр. 6 декларации оно обязано указать 1 т отходов.
Если на 1 апреля, следующего за первым отчетным налоговым кварталом, на предприятии хранится 4,5 т отходов "А", т.е. меньше, чем одна транспортная единица (5 т), то предприятие не является плательщиком налога за хранение отходов производства и декларацию для отходов "А" не заполняет.
В-четвертых, гр. 5 "Фактически направлено на хранение отходов производства с начала года" и гр. 6 "Фактически направлено на хранение отходов производства в налоговом периоде" таблицы декларации по существу заменили собой гр. 4–6 таблицы предыдущей декларации. В этих графах плательщик указывает количество отходов, облагаемое налогом. Собственно в расчете суммы налога используют только данные гр. 6, а данные гр. 5 носят информационный характер. При этом в наименовании гр. 6 видно, что налогом облагают количество отходов, направленное на хранение в налоговом периоде. Это позволяет исключить неправильную трактовку, когда за налоговую базу принималось все количество отходов, ранее направленное на хранение до отчетного периода включительно.
Пример 2
Предприятие в I квартале направило на хранение 5 т отходов, во II квартале – 6 т, в III – 7 т. Сумму налога следует исчислять за I квартал исходя из 5 т отходов, за II и III соответственно исходя из 6 и 7 т.
Иных изменений в таблице части I декларации нет.
Порядок расчета экологического налога за захоронение отходов производства установлен в таблице части II декларации
Изменения, произошедшие в порядке расчета налога за захоронение отходов производства согласно части II декларации по сравнению с ранее действовавшим порядком (разд. II в декларации согласно приложению 15 к постановлению № 87), по своей сути, аналогичны, как идля декларации в части хранения отходов.
Так, исключены из таблицы графы "За сверхлимитное захоронение отходов". Графа "Перечислено налога собственниками отходов производства владельцу объекта захоронения отходов", присутствовавшая ранее, трансформировалась в приложение 3 к декларации "Сведения о собственниках отходов производства, не перечисливших владельцу объектов захоронения отходов суммы экологического налога за захоронение отходов производства". Правда, владельцы объекта захоронения отходов (налоговые агенты) теперь будут обязаны указывать реквизиты собственников отходов производства (плательщики налога), которые не перечислили налог. Ранее из декларации следовало только рассчитывать сумму налога, не перечисленную плательщиками.
Принципиальные изменения и дополнения в таблице части II декларации следующие:
– в гр. 2 указывают наименование отходов производства, а не вид отходов производства исходя из класса опасности, как ранее;
– под таблицей необходимо указать реквизиты разрешения на захоронение отходов производства (ранее такие сведения указывать не следовало).
В завершение напомним, что согласно ст. 208 НК:
– налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляют плательщики – владельцы объектов хранения отходов;
– налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляют владельцы объектов захоронения отходов.