Изменился порядок действия разрешенияна хранение и захоронение отходов производства при реорганизации собственника отходов
Справочно: до 16 марта 2013 г. необходимо было вносить изменения в разрешение. И если это не было вовремя сделано, то новое лицо автоматически утрачивало разрешение;
2) Положение дополнено новым п. 14-1, который определил действия организации при ее реорганизации.
В случае присоединения заявителя к другому юридическому лицу, которое имеет разрешение, последнее вправе продолжить осуществление деятельности по обращению с отходами на основании ранее выданного разрешения, если указанные в нем сведения не изменились. Иными словами, если у лица, к которому присоединился заявитель, не изменилась номенклатура, количество отходов, вывозимых на захоронение, наименование, его местонахождение в соответствии с полученным ранее разрешением, то вносить изменения в разрешение не нужно. А если данные сведения все-таки изменились, то необходимо внести изменения и дополнения в разрешение.
Расширен перечень случаев, когда в выданное разрешение обязательно вносятся изменения и дополнения
Случаи, когда в выданное разрешение надо обязательно вносить изменения и дополнения, перечислены в п. 14 Положения. Большинство из них связано с деятельностью собственника отходов: в частности, при изменении у собственника количества отходов, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением, при образовании новых отходов, подлежащих хранению или захоронению в соответствии с разрешением, и т.д.
С 16 марта т.г. этот перечень дополнен новым случаем, когда собственник отходов, имеющий разрешение, обязан внести в него изменения, и этот случай не связан с его деятельностью.
Итак, если в реестре объектов по использованию отходов зарегистрирован объект по использованию отходов, принимающий от сторонних организаций отходы, указанные в разрешении, то собственнику отходов необходимо внести изменения в разрешение.
Смысл данного нововведения в следующем.
Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается (п. 5 ст. 25 Закона РБ "Об обращении с отходами"). С учетом этой нормы в п. 6 Положения было установлено, что выдача разрешения на захоронение отходов осуществляется при условии отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций. Таким образом, когда выдается разрешение, отходы, включаемые в разрешение, не являются вторичными материальными ресурсами.
После того, как собственнику отходов выдано разрешение, он имеет право передавать свои отходы на захоронение. В то же время после даты выдачи разрешения для отходов, указанных в разрешении, может появиться объект по использованию отходов, который принимает отходы от сторонних организаций, т.е. отходы, указанные в разрешении, уже должны направляться не на захоронение, а на использование. Разрешение в части данных отходов должно прекратить действие. Ранее в такой ситуации Положение не устанавливало никаких требований. И при проверках к собственнику отходов сложно было предъявить претензии за захоронение отходов, которые уже рассматриваются как вторичные материальные ресурсы: ведь формально у него есть действующее разрешение, и никто не обязал вносить в него изменения.
С 16 марта т.г. собственник отходов должен заявить внесение изменений и дополнений в разрешение, чтобы исключить отходы, уже являющиеся вторичными материальными ресурсами, из разрешения.
При практическом применении данного правила возможна следующая проблема.
Данные из реестра объектов по использованию отходов являются открытыми и представлены на сайте Минприроды. Каждый собственник отходов может отслеживать информацию о появлении новых объектов по использованию отходов. Субъекты, которые регистрируют свои объекты по использованию отходов, указывают коды отходов, принимаемых от сторонних организаций. Однако в реестре нет сведений о фактических свойствах отходов, которые планируется использовать. Ведь отходы с одним и тем же кодом могут иметь разные виды и степень загрязнения и т.д. Иными словами, для одного собственника отходов возможна передача отходов на объект, а для другого – нет.
Возникают вопросы: как быть, если код отходов хотя и указан в реестре (т.е. возможна передача на использование), но фактически это сделать нельзя из-за несоответствия фактических свойств отходов требованиям для использования? Нужно ли автоматически подавать документы для внесения изменений в разрешение после появления объекта по использованию отходов?
Пока можно дать следующую рекомендацию. Собственникам отходов необходимо запросить сведения о требованиях к отходам и получить от объекта по использованию отходов заключение о возможности передачи на использование фактических отходов собственника. Затем только исходя из полученного заключения подавать документы в орган выдачи разрешения. Полагаем, что собственник отходов вправе передавать отходы на захоронение по действующему разрешению без его изменений после регистрации объекта по использованию в реестре, если у него будут документы об отказе в приеме отходов на использование.
Изменились правила выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов производства территориальными органами Минприроды
Постановлением № 161 изменены полномочия комитетов и инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды в выдаче разрешений. Они определены в п. 3 Положения.
Согласно новым правилам районные, городские или городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды выдают разрешение самостоятельно, если в заявке на хранение, захоронение:
– среди отходов, заявляемых к хранению, захоронению, нет отходов 1-го, 2-го класса опасности;
– количество отходов 3-го класса опасности, заявляемых к захоронению, хранению, меньше 5 т в год;
– суммарное количество всех отходов, подлежащих хранению, захоронению, меньше 100 т в год.
В остальных случаях разрешение выдает областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Право выдавать инспекциям разрешение на захоронение отходов 3-го класса опасности при их захоронении меньше 5 т в год является важным (при условии соблюдения требования о суммарном захоронении отходов меньше100 т). Ведь ранее заявителям постоянно приходилось обращаться в областные комитеты за разрешением при любом незначительном захоронении опасных отходов (например, промасленных фильтров, ветоши и др.).
Действие разрешения на хранение и захоронение отходов производства прекращается…
…в случае выдачи нового разрешения (п. 26 Положения). Ранее такое правило отсутствовало. А это вызывало соответствующие проблемы.
Как мы уже ранее упоминали, выдавать разрешение могут или районные (городские) инспекции, или областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Значит, может иметь место ситуация, когда в пределах одной области разрешение выдала инспекция (комитет), а изменения в разрешение внес комитет (инспекция). Новый орган выдачи разрешения выдает его на собственном бланке. Соответственно старое разрешение должно автоматически утратить силу. Однако ранее не было правила о прекращении действия разрешения при выдаче нового разрешения и не было оснований органу выдачи разрешений аннулировать выданное разрешение, когда собственником получено новое. Теперь ситуация исправлена.
Новации в инструкции по обращениюс отходами производства
Постановлением № 161 внесены изменения в Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденное постановлением № 1104. Согласование инструкций осуществляют территориальные органы Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
В комментарии мы рассмотрели случай, когда с 16 марта не требуется получения разрешения. Соответственно Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства дополнено специальным правилом о порядке согласования инструкций для этого случая.
Установлено следующее: "если в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, согласование инструкций производится по месту осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства".
При этом под местом осуществления деятельности, связанным с обращением с отходами производства, понимают места, связанные с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, обезвреживанием и (или) использованием отходов и т.д. (п. 13 ст. 1 Закона РБ "Об обращении с отходами").
На практике может возникнуть ситуация, когда у субъекта образуются отходы, которые он полностью передает в собственность третьим лицам (в т.ч. отходы, вывозимые затем новым собственником на захоронение). Соответственно такому субъекту нет необходимости получать разрешение, так как он не является собственником захораниваемых отходов.
Напомним, что территориальными органами Минприроды являются областные комитеты и районные (городские) инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды (в г. Минске – только комитет). Субъект разрабатывает инструкции по количеству мест территориальной принадлежности, где он осуществляет обращение с отходами, и каждую инструкцию нужно согласовать в соответствующем территориальном органе Минприроды.
Пример
Предприятие, осуществляющее производство, размещено в г. Минске, склад для хранения сырья (материалов) – в г.п. Колодищи, склад для хранения готовой продукции – в г. Гродно.
В данном случае надо разработать 3 инструкции и согласовать:
– для головного производства – в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды;
– для склада в г.п. Колодищи – в Минской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды;
– для склада в г. Гродно – в Гродненской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
С 16 марта не надо согласовывать с территориальными органами Минприроды нормативы образования отходов производства
Постановление № 161 также внесло изменения в Положение о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением № 1104.
Нормативы образования отходов производства используются для расчета количества отходов при получении разрешений. С 16 марта такие нормативы уже не надо согласовывать с территориальными органами Минприроды, как это было ранее.
Соответственно из единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, исключена административная процедура, определяющая порядок согласования нормативов (п. 6.27).
Отметим, что с 16 марта производители отходов должны проводить утверждение нормативов по форме, установленной в приложении 10 к постановлению Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44, в ред. от 22.03.2013 № 15.