Если у субъекта хозяйствования в процессе экономической деятельности образуются отходы и он производит их сбор и удаление, то данный субъект осуществляет обращение с отходами производства. А это значит, что такой субъект хозяйствования – объект проверки органов Минприроды.
Административные взыскания за нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрены лишь ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Размеры штрафов данной статьей предусмотрены достаточно большие – от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – до 1 000 базовых величин. Помимо административного взыскания может быть определен размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов вне санкционированных мест, таксы для определения которого утверждены Указом Президента РБ от 24.06.2008 № 348. Более того, хранение и захоронение отходов производства – объекты обложения экологическим налогом в соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса РБ. Таким образом, помимо органов Минприроды проверку вопросов, связанных с обращением с отходами, могут проводить органы КГК, налоговые органы.
Что проверяют
Вопросы обращения с отходами неналогового характера, которые могут быть рассмотрены в ходе проверки субъекта хозяйствования, можно условно разделить на 3 основные группы:
1) общие вопросы обращения с отходами:
– инструкция по обращению с отходами производства;
– документация по инвентаризации отходов производства;
– нормативы образования отходов производства;
– разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
– документация по учету отходов (книги по форме ПОД-9 и книга по форме ПОД-10);
– государственная статистическая отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства";
– сопроводительные паспорта перевозки отходов производства, журнала учета сопроводительных паспортов;
– регистрация сделок по отчуждению (передаче) отходов производства;
– заключения о степени опасности и классе опасности опасных отходов производства;
2) вопросы соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о лицензировании при эксплуатации объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению, хранению отходов:
– лицензия на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, выполнение ее особых требований и условий;
– положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению, хранению отходов;
– регистрация объектов по использованию отходов 1–3 классов опасности в реестре объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, хранения, захоронения отходов – в соответствующем реестре;
– локальный мониторинг окружающей среды;
3) выполнение обязательств, предусмотренных Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления".
Проверьте инструкцию по обращению с отходами производства
Инструкция по обращению с отходами производства (далее – Инструкция) является основополагающим документом в системе обращения с отходами в организации. В разделах Инструкции отражают основные моменты обращения с отходами производства субъектов хозяйствования. Разрабатывается она в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
Разработка и утверждение Инструкции, а также обеспечение ее соблюдения является обязанностью всех юридических лиц, осуществляющих обращения с отходами. Данная норма определена подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З).
Процедура согласования Инструкции производится в соответствии с:
– п. 6.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156;
– п. 2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее – постановление № 1104).
Такое согласование осуществляют территориальные органы Минприроды по месту выдачи заявителям разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
Инструкция должна иметь титульный лист с наименованием, грифами утверждения и согласования. Помимо титульного листа она должна включать 8 обязательных разделов и 4 приложения (см. таблицу).
Важно! В случае если юридические лица осуществляют обращение только с отходами производства, включенными в перечень коммунальных отходов согласно приложению к постановлению Минжилкомхоза РБ от 30.11.2001 № 21, то в инструкцию не надо включать:
– разделы: "Образование отходов производства", "Использование и обезвреживание отходов производства", "Захоронение отходов производства", "Перевозка отходов производства";
– приложение "Карта-схема источников образования отходов производства";
– порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства и порядок проведения инвентаризации отходов производства раздела "Учет отходов производства".
Рассмотрим наиболее распространенные и существенные ошибки, допускаемые организациями в инструкциях по обращению с отходами.
Часто в разделе "Образование отходов производства" описывают порядок разработки нормативов образования отходов производства (указываются способы, исходная информация, на основании которой разрабатываются нормативы образования отходов производства) только для отходов производства, подлежащих захоронению или хранению на объектах хранения отходов. В то же время в инструкции следует обобщить порядок разработки нормативов образования отходов производства, примененный в ходе проведения инвентаризации отходов, для всех образующихся в организации отходов производства.
В приложении "Образующиеся отходы производства" к Инструкции указывается неполный перечень образующихся у субъекта хозяйствования отходов производства.
Также не в полной мере используется перечень кодов и наименований физического состояния отходов (приложение к Указаниям по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства", утвержденное постановлением Белстата от 29.09.2011 № 277 (далее – постановление № 277)), в результате чего для некоторых отходов физическое состояние указывается неверно. Так, для нефтепродуктов отработанных некоторые организации устанавливают код физического состояния 31 "жидкие отходы", который указывается в случае невозможности соотнести реальное физическое состояние отходов с перечисленными другими наименованиями физических состояний. В то же время отработанные нефтепродукты следует относить, например, к коду 29 "эмульсия" и т.п.
Источники образования отходов производства схематично показываются в приложении "Карта-схема источников образования отходов производства". В данном приложении отражается план (схематичное изображение) здания и территории организации с указанием на нем мест (источников) образования отходов производства. Типичной ошибкой является указание не всех мест (источников) образования отходов производства.
В разделе "Учет отходов производства" необходимо указывать порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления) отходов производства, в т.ч. способы определения фактического количества отходов (взвешивание, замер, расчетный метод или иной способ). Зачастую действительный способ определения фактического количества отходов отличается от указанного в инструкции, что также является ее нарушением.
При составлении раздела "Сбор и хранение отходов производства" некоторые организации не учитывают требование о необходимости разделения отходов производства по видам, в т.ч. с учетом агрегатного состояния, степени опасности и класса опасности опасных отходов производства, возможности их использования в качестве вторичных материальных ресурсов, вторичного сырья. При описании порядка хранения отходов могут быть не учтены требования законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов, к условиям хранения тех или иных видов отходов (СанПиН 2.1.12-61-2005 "Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья", ТКП 17.11-05-2012 "Правила обращения с отработанными нефтепродуктами" и т.п.).
Так, хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов и при временном хранении отходов в целях накопления их количества, необходимого для перевозки. Такие места указывают в инструкциях по обращению с отходами. Превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускается. В то же время нарушение указанных требований является одним из наиболее существенных недостатков. Организации зачастую не указывают в приложении "Карта-схема хранения отходов производства" к Инструкции места временного хранения отходов всех отходов производства, что фактически означает, что некоторые отходы хранятся вне санкционированных мест.
Важно избежать ошибок в обосновании допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (так называемая "одна транспортная единица"), устанавливаемого в приложении "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения", а также не превысить установленное количество.
Раздел "Использование и обезвреживание отходов производства" Инструкции должен содержать перечни отходов производства, которые направляются на использование и (или) обезвреживание, а также порядок передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание. В данных перечнях проверяемые субъекты иногда не отражают сведения об отходах, которые отчуждаются заготовительным организациям либо организациям, оказывающими услуги по удалению отходов (это деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов в соответствии со ст. 1 Закона № 271-З), что является недостатком, так как данные отходы в конечном итоге используются и (или) обезвреживаются, т.е. должны быть указаны в рассматриваемом разделе.
Например, отчуждение отходов бумаги и картона заготовительной организации должно быть отражено в рассматриваемом разделе Инструкции несмотря на то, что непосредственно заготовительная организация использование данных отходов не осуществляет, а собирает отходы для передачи на использование на целлюлозно-бумажный комбинат.
Ряд субъектов хозяйствования, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, не отражают факт осуществления данных видов деятельности. В то же время в этом случае требуется указывать:
– перечень объектов, на которых производится использование и (или) обезвреживание отходов;
– перечень отходов, поступающих от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для использования и (или) обезвреживания;
– порядок использования и (или) обезвреживания отходов на таких объектах.
Порядок использования (обезвреживания) отходов устанавливается в технологических регламентах данных процессов, что можно отметить в рассматриваемом разделе Инструкции.
Ошибки, допущенные при разработке инструкции по обращению с отходами, зачастую приводят к ошибкам в формировании дальнейшей системы обращения с отходами, а соответственно к еще бóльшим штрафам, и наличие согласования Инструкции территориальными органами Минприроды от данных штрафов не уберегает.
Проверьте документацию по инвентаризации отходов производства
Порядок инвентаризации отходов производства установлен в Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее – Инструкция № 17).
Одно из часто выявляемых нарушений – это непроведение инвентаризации в установленные сроки. Инвентаризация должна проводиться не реже 1 раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года (п. 6 Инструкции № 17).
Здесь важно понимать, что будет являться отчетным годом. В данном случае это календарный год, в котором проводится инвентаризация. То есть сроки проведения предыдущей инвентаризации либо сроки проведения досрочной инвентаризации не имеют значения. Важным считается проведение инвентаризации не раньше 1 июля календарного года, который является отчетным.
Досрочная инвентаризация проводится в случаях:
– выявления новых видов отходов производства;
– изменения технологических процессов получения продукции;
– изменения перечня выпускаемой продукции;
– изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
– реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
– предписания территориальных органов Минприроды (п. 7 Инструкции № 17).
Важно помнить, что допущенные на подготовительном этапе инвентаризации ошибки при формировании плана-схемы расположения зданий и сооружений организации ведут к нарушениям и недостаткам в ходе проведения последующих этапов инвентаризации, а также на стадии разработки ряда документов по обращению с отходами.
Недобросовестное обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации в итоге выражается в обозначении не всех источников образования отходов производства на данном плане-схеме.
Источник образования отходов производства – это технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства. Отметим, что существуют отходы, такие как, например, уличный и дворовый смет, для которых невозможно установить конкретный источник образования. В данном случае на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации условное обозначение источника образования данного отхода устанавливается не в конкретном месте, а в целом на территории организации.
Иногда на практике возникают ситуации, когда в период инвентаризационного обследования тот или иной вид отхода не образуется. Например, люминесцентные трубки или ртутные лампы могут и не перегореть в период обследования. В то же время надо предполагать факт их образования и учитывать в ходе проведения инвентаризационного обследования, чтобы избежать нарушений по факту образования таких отходов (например, непроведения досрочной инвентаризации отходов в подобном случае).
Некоторые субъекты хозяйствования иногда пытаются нанести на план-схему отходы, поступающие в организацию от сторонних субъектов хозяйствования и (или) физических лиц на использование, обезвреживание, хранение, захоронение. Однако такие отходы не имеют источников образования в данной организации и соответственно не подлежат инвентаризации.
Выявляются также случаи, когда тот или иной вид тары, не утративший потребительские свойства и пригодный к применению по прямому назначению (т.е. как тара), инвентаризируют как отход, а обращение с ним осуществляют как с тарой, что может привести к нарушению законодательства, в частности порядка использования отходов.
Одна из грубейших ошибок инвентаризации – необоснованное отнесение образующихся видов отходов к наименованиям и кодам классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, без учета тех или иных их свойств (химического состава, физических характеристик) и происхождения (источников образования).
Проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений – это едва ли не самый важный момент инвентаризации отходов. Здесь основными нарушениями являются расхождение полученных результатов замеров и расчетов количественных характеристик отходов фактическими объемами их образования. Например, ряд организаций указывают норматив образования отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в соответствии с рекомендуемыми дифференцированными нормативами образования коммунальных отходов, утвержденными постановлением Минжилкомхоза и Минприроды РБ от 27.06.2003 № 18/27. В то же время коммунальные отходы – это более широкое понятие, чем отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, включающее в себя и виды отходов, которые должны инвентаризироваться отдельно от рассматриваемого вида отходов (отходы бумаги и картона и т.п.).
Ряд субъектов игнорирует требование о необходимости указания физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах (важно понимать, что для определения данных характеристик можно воспользоваться справочной информацией, а не проводить самостоятельные лабораторные исследования).
Следует помнить и про обязательность соблюдения приведенных в приложениях 1–3 к Инструкции № 17 форм для оформления полученных в ходе проведения инвентаризации сведений, а также формы собственно акта инвентаризации отходов производства.
Проверьте наличие нормативов образования отходов производства, разрешения на хранение и захоронение отходов производства
Нормативы образования отходов производства согласовываются и утверждаются в соответствии с Положением, утвержденным постановлением № 1104. При их утверждении следует обратить внимание на требование части первой п. 1 ст. 33 Закона № 271-З. Так, нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов. В данной ситуации распространенной ошибкой является ошибочное отождествление согласовываемых и утверждаемых нормативов образования отходов производства как вида документа с нормативом образования отходов производства, устанавливаемым для каждого образующегося отхода производства в ходе проведения инвентаризации отходов.
Что касается разрешений на хранение и захоронение отходов производства, то серьезным нарушением природоохранного законодательства является превышение разрешенного к захоронению количества отходов, вывоз на захоронение отходов, не указанных в разрешении, а также вывоз на захоронение смешанных отходов под видом отхода, указанного в разрешении. Необходимо отметить, что в соответствии с планируемыми изменениями в Закон № 271-З лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства будут устанавливаться в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых Минприроды или его территориальными органами. Таким образом, превышение разрешенного к захоронению количества отходов будет являться и превышением лимитов захоронения отходов производства.
Проверьте правильность ведения учета отходов и государственной статистической отчетности
Рассмотрим некоторые недостатки, выявляемые в ходе проверки ведения учета отходов:
– несоответствие книг учета отходов (ПОД-9) и книги общего учета отходов (ПОД-10) формам, установленным постановлением Минприроды от 02.06.2009 № 33. В частности, некоторые графы установленных форм субъекты хозяйствования игнорируют (не заполняют или исключают), заменяют на иные и т.п.;
– несвоевременное внесение записей в книги учета отходов. В частности, нарушение установленных в Инструкции сроков заполнения (внесения записей) в книги учета отходов;
– несоответствие сведений ПОД-9 и ПОД-10 об объемах образования и движения отходов фактическим объемам образования отходов, установленных из иных источников информации (бухгалтерскому учету, товарно-транспортным накладным, нормам расхода сырья и материалов и т.д.);
– ведение учета не всех образующихся (поступающих в организацию, структурное подразделение) отходов.
Так, некоторые субъекты хозяйствования, принимающие отходы на использование, сведения об объемах поступающих отходов не вносят. Также иногда не отражается движение отходов внутри организации (между структурными подразделениями), когда образующиеся в одном структурном подразделении отходы направляются в другое, например, для временного хранения.
Указанные выше недостатки в итоге могут привести к ошибкам при формировании государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства", форма которой утверждена постановлением № 277. При рассмотрении данного вопроса в ходе проведения проверок выявляется также непредставление или несвоевременное представление данной отчетности. Напомним, что срок представления государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) – не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
Проверьте правильность заполнения сопроводительных паспортов перевозки отходов производства
Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, а также порядок его оформления утверждены постановлением Минприроды от 09.12.2008 № 112 (далее – постановление № 112). Как и в случае с книгами учета отходов, наиболее распространенными нарушениями являются:
– отклонение от установленной формы сопроводительного паспорта;
– отсутствие оформленного паспорта;
– несоответствие сведений об объемах отходов, указанных в паспорте, фактическому количеству перевозимых отходов.
Сведения об объемах движения отходов, указываемые в сопроводительных паспортах, могут быть сопоставлены со сведениями журналов учета отходов и иными источниками информации о движении отходов. Выявленные несоответствия также будут расцениваться как нарушения. Не следует забывать и про необходимость регистрации сопроводительных паспортов собственником отходов производства в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства по форме согласно приложению к Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением № 112.
Проверьте, зарегистрирована ли сделка о передаче (отчуждении) отхода
Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, и сделки об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации в территориальных органах Минприроды по месту хранения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (п. 2 Положения о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2008 № 61).
Регистрации подлежат сделки о передаче (отчуждении) отходов, указанных в перечне опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации. Данный перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2009 № 1391.
Таким образом, если субъектом хозяйствования (или в адрес субъекта хозяйствования) осуществляется передача (отчуждение) отходов, указанных в приведенном выше перечне, то данная сделка подлежит регистрации в установленном порядке. Не зарегистрированные в территориальном органе Минприроды сделки считаются ничтожными, и к ним применяются последствия их недействительности, установленные гражданским законодательством.